Работа с педагогами

Инструктивно-методическое письмо Министерства образования Республики Беларусь

Образовательный стандарт дошкольного образования Республики Беларусь

ПОСТАНОВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
4 августа 2022 г. № 228
Об утверждении образовательного стандарта
дошкольного образования
На основании пункта 3 статьи 135 Кодекса Республики Беларусь об образовании
Министерство образования Республики Беларусь ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Утвердить образовательный стандарт дошкольного образования (прилагается).
2. Признать утратившим силу постановление Министерства образования Республики
Беларусь от 15 августа 2019 г. № 137 «Об утверждении образовательного стандарта
дошкольного образования».
3. Настоящее постановление вступает в силу с 1 сентября 2022 г.

Microsoft Word - 8-38596.doc (adu.by)

свернуть

Правила педагогических работников

УТВЕРЖДЕНО
                                                                                                             Приказ Министра образования
                                                                                                             Республики Беларусь
                                                                                                             10.06.2022 №401
Правила педагогических работников


   Государственный и общественный статус педагогического работника определяет, что педагогический работник является образцом профессионализма и безупречной репутации. Все участники образовательного процесса обязаны уважать честь и достоинство педагогических работников.
     В своей деятельности педагогические работники должны руководствоваться следующими правилами:
1. Реализовывать государственную политику в сфере образования.
2. Строить работу на основе безусловного взаимного уважения достоинства обучающихся, их законных представителей, коллег.
3. Добросовестно и качественно исполнять профессиональные обязанности. Постоянно совершенствовать свой профессионализм.
4. Формировать у обучающихся духовно-нравственные ценности, гражданственность, патриотизм, стремление к здоровому образу жизни.
5. Быть честным, искренним, справедливым и открытым для общения.
6. Проявлять доброжелательность, вежливость и тактичность, избегать конфликтов во взаимоотношениях.
7. В рамках законодательства сохранять тайну лично доверенной информации.
8. Способствовать созданию позитивных взаимоотношений в коллективе учащихся и педагогическом коллективе.
9. Соблюдать этические принципы и нормы в медиапространстве.
10. Внешним видом, поведением, культурой общения соответствовать статусу педагогического работника.

ПРАВИЛА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ - Национальный институт образования (adu.by)

свернуть

Учебная программа дошкольного образования

Учебная программа дошкольного образования для учреждений дошкольного образования с русским языком обучения и воспитания / Вучэбная праграма дашкольнай адукацыі для ўстаноў дашкольнай адукацыі з беларускай мовай навучання і выхавання

 

Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 04.08.2022 г. № 229 «Об утверждении учебной программы дошкольного образования» – Pravo.by

свернуть

В помощь педагогу. Полезные сайты

03.06.2024

Помощь молодому педагогу. Основные методики дошкольного образования

03.06.2024

Дидактические игры по ознакомлению с родным городом и краем.

04.06.2024

Дидактические игры по ознакомлению с родным городом и краем

Картотека дидактических игр по нравственно-патриотическому воспитанию

 

   В дошкольном возрасте начинает формироваться чувство патриотизма: любовь и привязанность к Родине, преданность ей, ответственность за неё, желание трудиться на ее благо, беречь и умножать богатства. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине – месту, где родился человек. Знакомясь с родным городом, его достопримечательностями, ребенок учится осознавать себя живущим в определенный временной период и в то же время приобщается к богатствам национальной и мировой культуры. Успешность развития дошкольников при знакомстве с родным краем станет возможной только при условии их активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально-практическим путем, то есть через  игру, предметную деятельность, общение, труд.

Предлагаемые дидактические игры помогут организовать и интересно провести совместную деятельность педагога с детьми.

Дидактическая игра «Прогулка по городу»

Задачи: закрепить представления воспитанников об улицах ближайшего микрорайона и расположенных на них зданий; расширять представления о зданиях и их назначении; закреплять правила безопасного поведения на улице; расширять пространственные представления (слева, справа, перед, за, между, рядом, напротив, посередине и т.д.); развивать связную монологическую речь; воспитывать любовь и уважение к родному городу.

Материал: игровое поле зеленого цвета, на которой серым цветом обозначены схемы автомобильных дорог со светофорами и зеленой зоной; фотографии городских заведений и учреждений (10-15 шт.), ближайших к детскому саду; постоянные объекты (ориентиры) на игровом поле (например: аэропорт, памятники, цирк); карты со стихами-загадками – 10-15 шт.; кубики с наклеенными на каждую грань фотографиями учреждений – 3 шт.; фигурка человечка – 1 шт.; фотографии города, разрезанные в форме мозаики.

В игре может участвовать как один ребенок, так и подгруппа детей – 3-5чел.

Предварительная работа: целевые прогулки на близлежащие улицы, рассматривание расположенных на них зданий; беседы о том, что можно увидеть, открыв дверь заведения, для чего оно предназначено; рассматривание фотоальбома города; сравнение больших фотографий с маленькими карточками игры; знакомство с игровым полем-схемой ближайших улиц.

Варианты игры:

1 вариант – «Найди улицу».

Ребенку предлагается поставить фигурку человечка на ту улицу, которую назовет воспитатель. (Все здания находятся на игровом поле).

2 вариант – «Загадки на улицах города».

В игре используется игровое поле и карточки-стихи. Воспитатель раздает играющим детям фотографии, читает стихи-загадки, а дети отгадывают, о каком заведении идет речь. Ребенок, у которого находится фото загаданного здания, помещает его на игровое поле. Следует добиваться использования в речи пространственных терминов. Вначале можно загадывать наиболее знакомые, ближайшие к детскому саду объекты, затем – более удалённые.

3 вариант – «Доберись до дома».

Ребенку предлагается определить на игровом поле местоположение своего дома – поставить туда фигурку человечка. Задание – описать путь движения от дома до детского сада и обратно, соблюдая правила дорожного движения.

4 вариант – «Подскажи дорогу».

В игре используется игровое поле со всеми закрепленными на нем объектами и кубики с фотографиями. Ребенок бросает кубик. Задание – объяснить дорогу от детского сада до выпавшего на кубике заведения, соблюдая правила дорожного движения.

5 вариант – «Что перепутано?»

Воспитатель намеренно неправильно расставляет фотографии зданий на игровом поле. Детям предлагается исправить ошибки, комментируя свои действия.

6 вариант – «Дополни картинку».

Детям дается задание вместе с родителями прогуляться по ближайшим к детскому саду улицам и найти на них заведения, которые не встречаются в игре.

7 вариант – «Собери мозаику».

Разрезанные фрагменты фотографий перемешиваются, детям предстоит правильно собрать изображение и объяснить, где оно находится и для чего предназначено.

Дидактическая игра «Поедем в край родной»

Возраст: воспитанники старшей группы.

Задачи: уточнить представления воспитанников о растительном и животном мире родного края; расширять представления о своеобразии животного и растительного мира в зависимости от природной зоны; развивать связную монологическую речь дошкольников; упражнять в классификации объектов природы; закреплять представления о символике Новополоцка, о столице и крупных городах Беларуси; воспитывать любовь к родному краю.

Материал: изображения двух паровозов: один – с гербом Новополоцка, второй – с эмблемой южных стран; изображения шести вагонов; 3 комплекта картинок: животные (10 шт.), ягоды (6 шт.), деревья (6 шт.) Беларуси; 3 комплекта картинок: животные (10 шт.), фрукты (6 шт.), деревья (5 шт.) южных стран; карта Беларуси.

Игровые действия:

1. Отбирать и ставить в карман вагона только те карточки, которые соответствуют выполнению задания.

2. Рассказывать об особенностях среды обитания животных, о месте произрастания деревьев, фруктов, ягод.

3. Аргументировано доказывать, почему объект не может ехать в Новополоцк (Беларусь) или на юг (связать с особенностями внешнего вида, питания животного, условиями произрастания фруктов и т.д.).

Игровые правила:

Предварительный сговор двух играющих: какой вариант игры выбрать, кто куда повезет объекты. Думать, не мешать друг другу, в случае необходимости – помогать.

Варианты игры:

1 вариант – «Кто куда».

Перед ребенком на столе лежат 2 паровоза с вагонами, картинки с изображением одного вида объектов (животные или деревья, ягоды, фрукты). Задание: отобрать объекты по природным зонам и в зависимости от этого посадить их либо в состав с гербом Новополоцка, либо – с эмблемой южных стран.

2 вариант – «Классификатор».

Предложить детям все картинки сразу, паровоз с тремя вагонами.

Задание: в соответствии с символикой паровоза (вспомнить, рассказать, что она означает) в первый вагон посадить животных; во второй – ягоды или фрукты, в третий – деревья, т.е. классифицировать объекты.

3 вариант – «Исправь ошибки».

Воспитатель заранее расставляет картинки в карманы вагонов, намеренно допуская ошибки.

Задание: исправить ошибки, аргументировано объясняя свой ответ (например: почему бегемот не может жить в Беларуси. Связать с особенностями внешнего вида, образа жизни, питания).

4 вариант – «Необыкновенное путешествие».

Участвуют все картинки с животными и карта Беларуси. Все животные едут из Новополоцка на север (юг, запад, восток) страны. Проследить по карте, какие крупные города встречаются по пути

Задание: высадить животного в том городе, в названии которого первый звук совпадает с первым звуком в названии животного. (Например: в Бресте – белку, бурундука, в Волковыске – волка и т.д.).

5 вариант – «Нужная остановка».

В игре участвуют картинки с животными Беларуси с изображением разного количества объектов и карта Беларуси.

Задание: высадить на первой остановке животных, путешествующих по одному, на второй – по двое и т.д. Назвать станцию, на которой вышло наибольшее число пассажиров.

Дидактическая игра «Белорусская игрушка. Найди половинку»

Возраст: воспитанники 1-ой младшей группы.

Задачи: познакомить детей с белорусской игрушкой; ввести в активный словарь малышей белорусские слова; развивать наблюдательность, память, усидчивость.

Материал: набор открыток как образец; набор таких же открыток, но разрезанных на пазлы.

         Детям предлагается рассмотреть открытки с изображением белорусских народных игрушек. Затем воспитатель предлагает разрезанные на две части открытки. Из них необходимо собрать картинку (игрушку), найдя недостающую половинку.

Дидактическая игра «Сложи соломенный домик»

Возраст: воспитанники средней, старшей групп.

Задачи: познакомить детей с новым природным материалом – соломкой, учить самостоятельно подбирать необходимую форму и складывать домик (из пазлов и целых частей); совершенствовать знания величин: «широкий – узкий», «высокий – низкий», «большой – маленький»; развивать интерес к белорусскому природному материалу; развивать мелкую моторику рук, глазомер, умение сохранять правильную осанку во время игры; воспитывать умение работать сообща, в коллективе, помогая друг другу.

Материал: карточки (4 шт.), два комплекта соломенного материала (целые и разрезанные на пазлы домики), инструкция, коробка.

1 вариант. Для воспитанников средней группы.

         Детям раздаются готовые карточки с нарисованными домиками (высоким, низким, большим, маленьким, широким и узким), предлагается найти соломенные домики и крыши соответствующего размера и рассказать, какой величины получился домик.

2 вариант. Для воспитанников старшей группы.

         Детям раздаются карточки с нарисованными домиками разной величины (разделёнными на части) и предлагается найти соответствующие части из соломки. Побеждает тот, кто первым правильно сложит домик и расскажет о нём.

Дыдактычная гульня “Родная мова”

Узрост: выхаванцы сярэдняй, старэйшай груп.

Задачы: авалодваць багаццем роднай мовы; развіваць моўныя здольнасці, атрымліваць першапачатковыя навыкі размовы на беларускай мове; фарміраваць у дзяцей устойлівую цікавасць і станоўчыя адносіны да беларускай мовы, жаданне авалодаць беларускай мовай праз знаёмства з беларускім фальклорам – забаўлянкамі, казкамі, песенькамі, лічылкамі.

         У гульні могуць удзельнічаць 5-6 чалавек. Перад дзецьмі кладзецца поле для гульні з 5 сектарамі, фішкі, кубік. Дзеці кідаюць кубік і рухаюць фішкі па полю, пры гэтым пераадольваючы цяжкасці (заданні выхавальніка), якія сустракаюцца ім на сектарах. Хто не справіўся з заданнем – прапускае ход. Пераможцам з’яўляецца той, хто першым дойдзе да фініша.

Дыдактычная гульня “Назва вырабу”

Узрост: выхаванцы старэйшай групы.

Задачы: замацаваць веды дзяцей аб назвах вырабаў беларускіх ганчароў.

Гульнявая задача – па сілуэту вызначыць, як называецца рэч і дзе яна ўжываецца.

         Хто правільна называе выраб, той атрымлівае фішку. Пераможцам з’яўляецца той, хто больш за ўсіх атрымае фішак.

Дыдактычная гульня “Апранем ляльку”

Узрост: выхаванцы старэйшай групы.

Задачы: замацаваць веды дзяцей аб строях, распаўсюджаных на тэрыторыі Беларусі.

Гульнявая задача: па арнаменту, колеру, размяшчэнню ўзору вызначыць той ці іншы строй.

Правілы гульні: пераможцам з’яўляецца той, хто правільна збярэ касцюм і назаве строй.

Дыдактычная гульня “Беларусь і нашы суседзі”

Узрост: выхаванцы старэйшай групы.

Задачы: удакладняць і замацоўваць уяўленні дзяцей аб гарадах Беларусі і аб суседніх краінах; практыкаваць ва ўжыванні патрэбных слоў; замацоўваць правільнае вымаўленне ўсіх гукаў роднай мовы, фарміраваць выразную дыкцыю, развіваць сэнсаматорыку, уменне арыентавацца на плоскасці; выхоўваць пачуццё павагі да іншых краін і пачуццё гонару за сваю дзяржаву.

Матэрыял: гульнявое поле (36,5х28,5 см); 2 канверты з літарамі і словамі (першы канверт – 36 літар, 6 слоў; другі канверт – 30 літар, 5 слоў); інструкцыя; упаковачная скрынка.

     Дзецям прапануецца поле для гульні, на якім абазначаны абласныя гарады Беларусі, а таксама суседнія краіны: Літва, Латвія, Расія, Польшча, Украіна. Дзеці складаюць назвы гарадоў і краін згодна з узорам поля (адным словам ці літарамі). Пераможцам лічыцца той, хто першы без памылак складзе ўсе назвы і правільна вымавіць іх па-беларуску.

 

ВОЛШЕБНЫЕ ЛЕНТЫ ДОРОГ

Цель: развивать умения у детей узнавать по контуру изображённое сооружение.

Материалы: игровое поле, где изображены дороги, улицы, скверы, парки. На красных полях — силуэты хорошо известных в городе зданий, памятников и других сооружений; карточки с во­просами и заданиями; кубик; фишки по количеству играющих.

Ход игры. Играют 2 команды (или 2 игрока). Бросают кубик, продвигаясь вперёд для того, чтобы попасть па красное поле; попав на красное поле, игроки должны будут определить, контур какого сооружения здесь изображён и где находится это сооружение.

Выбирают себе вопросы, за которые можно получить соответ­ственно 2 или 3 очка. Отвечая на вопросы, игроки продвигаются вперёд, также попадая на красное поле, на котором отгадывают по контурам памятные места.

Игроки могут моментально оказаться на красном поле, но для этого им нужно будет ответить на вопросы под знаком «блиц».

ГЕРБ ГОРОДА

Цель: закрепить представление детей о гербе родного города; уметь выделять герб родного города из других знаков.

Материалы: шаблон-образец с изображением герба города; контурный шаблон этого же герба; «мозаика» герба города в разо­бранном варианте.

Ход игры.Детям предлагается рассмотреть герб города и отме­тить отличительные особенности от гербов других городов нашей страны.

1. Дети по контурному шаблону при помощи шаблона-образца собирают из мозаики герб города.

2. Дети собирают герб без помощи шаблона-образца, опираясь
на память.

3. Детям предлагается собрать герб города из отдельных дета­
лей при помощи шаблонов-накладок.

4. Детям предлагаются гербы других городов для подобной же
игровой задачи.

РАЙОН, В КОТОРОМ МЫ ЖИВЁМ

(настольная игра)

Цель: обобщить знания детей о районе города, в котором они живут, с его особенностями и достопримечательностями.

Материалы: игровое поле, наложенное на план района, с мар­шрутом следования и изображёнными на нём достопримечательно­стями района и названиями улиц; кубик с числовыми фигурами от 1 до 6; фишки в виде автомобиля и человечков; «бабушкина энцик­лопедия» с краткими справками по теме игры.

Ход игры. Играть может любое количество детей. Они самостоя­тельно выбирают, на каком виде транспорта отправляются в путеше­ствие, или идут пешком. В зависимости от этого выбирается игровая фишка. Дети по очереди бросают кубик: сколько числовых фигур выпадает, на столько делений продвигаются вперёд. Участникам необходимо пройти весь маршрут и вернуться назад в детский сад (или дом). Если фишка попадает на красное поле, для продвижения дальше необходимо ответить на вопрос, обозначенный номером это­го поля; если фишка попадает на зелёное поле, то ребёнок может воспользоваться подсказкой «бабушкиной энциклопедии».

Примечание. Если ребёнок не знает ответа на вопрос «красного поля», он может воспользоваться подсказкой «бабушкиной энциклопедии», но пропускает ход; «бабушкину энциклопедию» необходимо показать и про­читать детям предварительно.

ИСТОРИЯ ОДНОГО ГОРОДА

 Цепь: закрепить у детей представление об истории родного го­рода.

Материалы: игровые поля (9 штук) с изображениями видов го­рода от его зарождения до наших дней; карточки с изображениями отдельных построек и мест, относящихся к разным временным от­резкам истории города.

Ход игры. Играть могут 3-9 детей. Ведущий раздаёт игровые поля и показывает карточки участникам. Игроки должны полно­стью закрыть своё игровое поле карточками, подходящими вре­менному отрезку.

Примечание. На каждой карточке есть надпись с названием обьекта и временным отрезком.

Если ребенок ошибается, то даётся «справка ведущего», которым мо­жет быть как воспитатель, так и ребёнок.

ЗАКОЛДОВАННЫЙ ГОРОД

Цель: закрепить представления детей об архитектуре совре­менных зданий и сооружений; познакомить с архитектурными осо­бенностями города.

Материалы: альбом с контурными изображениями зданий и других сооружений современного города; фотографии с изображе­нием этих же зданий и сооружений.

Ход игры.

Перед началом игры воспитатель проводит с детьми мини-беседу:

- Как называется наша страна?

- Как называется город, в котором вы живёте?

- Как давно был основан наш город?

- Какие улицы города вы знаете?

- Как называется улица, на которой ты живёшь?

- Какие памятники нашего города вы знаете?

- Какие памятники старины есть в нашем городе?

- Каких великих людей, прославивших наш город, вы знаете?

- Откуда ты это знаешь? Кто тебе об этом рассказал?

- Что бы ты ещё хотел узнать о нашем городе?
Воспитатель предлагает детям рассмотреть альбом с контурами зданий, затем фотографии этих же сооружений и сопоставить кон­туры с фотографиями. Например: контур здания Планетария - фо­тография здания планетария.

Примечание. По ходу игровых действий «восстановления заколдован­ного города» воспитатель проводит заочную мини-экскурсию по этим местам (возможно с опорой на личные знания и опыт детей).

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ГОРОДУ

Цель: знакомить с родным городом.

Материал: альбом фотографий родного города.

Ход игры: Воспитатель показывает детям фотографии достопримечательностей города, предлагает назвать их.

СЛОЖИ ГЕРБ ИЗ ФРАГМЕНТОВ

Цель: способствовать закреплению знаний о гербе города

Материал: Изображение герба города, состоящее из 4-8 фрагментов.

Воспитатель перемешивает фрагменты, дети собирают из них картинку.

свернуть

Консультация для педагогов "Речевая среда в группе"

Консультация учителя-дефектолога
развернуть

Консультация для педагогов "Речевая среда в группе"

Педагог должен быть организатором режима речевой культуры в своей группе. Ему нужно обладать культурой связной речи: уметь вести диалог, рассказывать, слушать рассказы и ответы других. Речь его должна быть немногословной, но очень понятной. Речь лучше воспринимается детьми, если она состоит из коротких фраз, так как при употреблении длинных сложно построенных фраз детям трудно установить связь между частями, осмыслить и понять содержание. В разговоре с детьми следует употреблять слова литературного языка, не допуская грубых слов, избегая просторечий и диалектизмов, а также слов, вышедших из употребления. Чем богаче и разнообразнее словарь воспитателя, чем ярче, насыщеннее его речь, тем больше слов могут усвоить дети.              

Основную часть своего времени дети проводят в детском саду с воспитателем. Речь воспитателя является примером для детей. Именно на неё они ориентируются в произношении тех слов, которые они знают. Дети стараются копировать интонации педагога в зависимости от свойств описываемого события, так как это делает воспитатель в своих рассказах о тех же событиях.

Чем правильнее будет звучать речь воспитателя, тем правильнее будет развиваться речь его подопечных. Воспитатель должен совершенствовать и развивать свою речь, произношение, так как его ошибки повлекут за собой сотни ошибок его воспитанников, которые легче исправить в более раннем возрасте, чем в более взрослом.

Таким образом, работая с детьми, педагог должен:

���Правильно произносить все звуки родного языка, устранять имеющиеся   дефекты речи.

���Иметь ясную, чёткую и отчётливую речь, т.е. хорошую дикцию.

���Использовать в своей речи литературное произношение.

���Стремиться правильно использовать интонационные средства выразительности с учётом содержания высказывания.

���В общении с детьми говорить в слегка замедленном темпе, умеренно громким голосом.

���Связно и в доступной форме рассказывать и передавать содержание     текстов, точно используя слова и грамматические конструкции (соответственно возрасту детей).

���Не допускать в разговоре с детьми и с персоналом повышенного тона, грубых выражений.

Для воспитателя группы владение образцовой речью – это показатель его профессиональной подготовленности. Поэтому забота о совершенствовании своей речи – нравственный и общественный долг каждого педагога. Он обязан развить в себе совершенное владение теми речевыми навыками, которые потом передаст детям. Культурой речи называют её правильность, т.е. соответствие нормам орфоэпии, грамматики, лексики, стилистики, правописания, установленным традицией для литературного языка.

 

 

☝Каждый педагог учреждения дошкольного образования должен считать профессиональным☝ долгом непрерывное совершенствование своей речи.

 

Подготовил заместитель заведующего

по основной деятельности

Е.С.Сечко

свернуть

Годовые задачи на 2023/2024 учебный год

 1. «Формировать нравственно-патриотические чувства у воспитанников в процессе ознакомления

      с историей родного края».

2.  «Развивать познавательную активность воспитанников посредством трудовой деятельности».

свернуть

Методическая копилка. Планирование нерегламентированных видов деятельности

09.10.2023

Планирование нерегламентированных видов деятельности

 

ВТОРАЯ МЛАДШАЯ ГРУППА 

В разделе «Общение» планируются:

  • беседы (от 5 до 15 минут; индивидуально или с небольшой группой детей);
  • рассказы (из опыта);
  • коммуникативные ситуации;
  • этюды;
  • ситуации невербального общения;
  • объяснения;
  • пояснения.

В разделе «Игровая деятельность» планируются:

  • дидактические игры;
  • сюжетно – ролевые игры;
  • настольно – печатные игры;
  • словесные игры;
  • развивающие игры;
  • строительные;
  • народные;
  • компьютерные;
  • режиссерские

В разделе «Познавательная практическая деятельность» планируются:

  • наблюдения;
  • опыты;
  • эксперименты;
  • обследование предметов, местности;
  • ориентирование: в пространстве (на себя, от себя, от объекта), на листе бумаги, на местности;

В разделе «Художественная деятельность» планируются:

  1. Художественно-речевая и театральная деятельность:
  • чтение и заучивание художественных произведений (потешек, стихотворений, сказок, коротких рассказов);
  • слушание  художественных произведений в грамзаписи;
  • воспроизведение;
  • составление рассказов (творческих, описательных);
  • речевые упражнения;
  • знакомство с разными видами кукольных театров;
  • драматизация (с помощью фланелеграфа, настольного, пальчикового театров);
  • инсценировка
  1.   2. Ознакомление с искусством и изобразительная деятельность:
  • рассматривание произведений живописи (картин либо репродукций), произведений станковой, книжной, прикладной графики (рисунки либо эстампы);
  • рассматривание народных игрушек, скульптур, предметов декоративно-прикладного искусства;
  • отработка приемов рисования;
  • отработка техник изображения;
  • изготовление поделок (из природного, бросового материалов)
  1. Музыкальная деятельность:
  • развлечения);
  • игра на музыкальных инструментах;
  • подготовка к праздникам;
  • слушание музыкальных произведений (народной, классической, современной музыки) в грамзаписи;
  • выполнение под музыку музыкально-ритмических движений

В разделе «Трудовая деятельность» планируются:

  • самообслуживание;
  • хозяйственно-бытовой труд;
  • труд в природе;
  • совместный труд взрослых и детей (работа групповых кружком);
  • культурно-гигиенические навыки

 

СРЕДНИЙ И СТАРШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ 

В разделе «Общение» планируются:

  • беседы (от 5 до 15 минут; индивидуально или с небольшой группой детей);
  • рассказы (из опыта);
  • коммуникативные ситуации;
  • этюды;
  • ситуации невербального общения;
  • объяснения;
  • пояснения;
  • тренинги

В разделе «Игровая деятельность» планируются:

  • дидактические игры;
  • сюжетно – ролевые игры;
  • настольно – печатные игры;
  • словесные игры;
  • развивающие игры;
  • строительные;
  • народные;
  • компьютерные;
  • режиссерские

В разделе «Познавательная практическая деятельность» планируются:

  • наблюдения;
  • опыты;
  • эксперименты;
  • составление схем-моделей;
  • обследование предметов, местности;
  • ориентирование: в пространстве (на себя, от себя, от объекта), на листе бумаги, на местности;
  • составление плана действий (когда один дома, потерялся, как вести себя при пожаре и т.д.)

В разделе «Художественная деятельность» планируются:

  1. Художественно-речевая и театральная деятельность:
  • чтение и заучивание художественных произведений (потешек, стихотворений, сказок, коротких рассказов);
  • придумывание загадок, сказок;
  • слушание художественных произведений в грамзаписи;
  • воспроизведение;
  • составление рассказов (творческих, описательных);
  • речевые упражнения;
  • знакомство с разными видами кукольных театров;
  • драматизация (с помощью фланелеграфа, настольного, пальчикового театров);
  • инсценировка;
  • подготовка спектаклей
  1. Ознакомление с искусством и изобразительная деятельность:
  • рассматривание произведений живописи (картин либо репродукций), произведений станковой, книжной, прикладной графики (рисунки либо эстампы);
  • рассматривание народных игрушек, скульптур (малых форм, монументальная, станковая, декоративно-парковая), предметов декоративно-прикладного искусства;
  • рассматривание зданий разной архитектуры; знакомство с разновидностями дизайна (ландшафтный дизайн, дизайн интерьеров помещений, дизайн одежды, игрушек, дизайн упаковки и печатной продукции);
  • изготовление (совместно с воспитателем) коллажей, декораций, костюмов, атрибутов (к игре, спектаклю, утреннику, развлечению);
  • отработка приемов рисования;
  • отработка техник изображения;
  • изготовление поделок (из природного, бросового материалов)
  1. Музыкальная деятельность:
  • развлечения);
  • игра на музыкальных инструментах;
  • подготовка к праздникам;
  • слушание музыкальных произведений (народной, классической, современной музыки) в грамзаписи;
  • выполнение под музыку музыкально-ритмических движений

В разделе «Трудовая деятельность» планируются:

  • самообслуживание;
  • хозяйственно-бытовой труд;
  • труд в природе;
  • ручной труд;
  • совместный труд взрослых и детей
  • коллективный труд
  • культурно-гигиенические навыки

Подготовил заместитель заведующего

по основной деятельности

Е.С.Сечко

свернуть

Методическая копилка. Планирование образовательного процесса

02.10.2023

Методическая копилка

   "От того, как прошло детство, кто вёл ребёнка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш".               

                                                                                     (В. А. Сухомлинский)

Современные требования к планированию образовательного процесса в условиях реализации учебной программы дошкольного образования

 

Новые требования, выдвигаемые обществом к повышению качества развития ребёнка в учреждениях дошкольного образования, изменения нормативного и учебно-методического обеспечения дошкольного образования Республики Беларусь обосновали потребность в поиске наиболее эффективных моделей планирования образовательного процесса.

 

Следует отметить, что существуют общепринятые формы планирования:

Календарное планирование – планирование специально организованного обучения, видов детской деятельности и соответствующих им форм работы с дошкольниками на каждый день недели;

Перспективное планирование – планирование на длительный период: год, полугодие, месяц;

Перспективно-календарное планирование – часть разделов плана планируется на год, полугодие, месяц, а часть разделов планируется на каждый день недели месяца.

При разработке планирования необходимо ориентироваться на следующие требования:

  • Краткость плана, его компактность, гибкость;
  • Детализация плана в зависимости от образования, педагогического опыта и индивидуального стиля деятельности педагога;
  • Целенаправленность и конкретность образовательных задач;
  • Право выбора наиболее оптимальной и удобной формы плана – за педагогом;
  • Согласованность плана с деятельностью учреждения;
  • Сочетание перспективности и актуальности намеченных направлений работы;
  • Преемственность, систематичность и последовательность;
  • Оптимальное сочетание задач обучения и организации деятельности детей;
  • Реальность выполнения, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей, уровня их подготовленности и условий;
  • Единство целевой установки и условий реализации;
  • Знание фактического уровня развития воспитанников по всем направлениям;

В условиях реализации обновленного варианта учебной программы дошкольного образования в учреждении разработана модель перспективно-календарного планирования, которая условно разделена на два составляющих блока:

- специально организованная деятельность;

- нерегламентированная деятельности воспитанников.

При планировании специально организованной деятельности учитываются регламентированные типовым учебным планом дошкольного образования занятия по образовательным областям:

  • Физическая культура;
  • Ребенок и общество;
  • Элементарные математические представления;
  • Ребенок и природа;
  • Развитие речи и культура речевого общения;
  • Обучение грамоте;
  • Искусство.

Занятия планируются на каждый день недели по следующей схеме:

     День недели, дата;

  1. Образовательная область и вид занятия, например «Искусство» (рисование);
  2. Тема занятия;
  3. Программные задачи (обучающие, развивающие, воспитательные);
  4. Источники планирования;
  5. Методические приемы (перечисляются конкретные приемы, с помощью которых будут достигаться поставленные цели по отношению к группе в целом, к отдельному воспитаннику, например беседа, рассматривание картин, обследование, эксперимент, наблюдение, рассказ, показ способов действия, чтение литературы, дидактическая деятельность детей и т.д.).

 В нерегламентированной деятельности планируются гибкие и интересные виды деятельности по направлениям: физическое развитие воспитанника, социально-нравственное и личностное развитие воспитанника, познавательное развитие воспитанника, речевое развитие воспитанника, эстетическое развитие воспитанника. Образовательные задачи распределены по основным видам деятельности: познавательная практическая, общение, игровая, художественная, трудовая, элементарная учебная. Практика показала, что все эти виды деятельности пересекаются друг с другом, интегрируя элементы одна другой, что позволяет жизнь детей сделать интересной, разнообразной, расширить интерес к изучаемому материалу, создать ситуацию успеха каждому ребенку, реализовать потенциал исследовательской деятельности детей, способности делать собственные открытия. Интеграция образовательного процесса обеспечивает в полной мере индивидуализацию и дифференциацию, стимулирует социальную активность детей.

Следует отметить, основной акцент делается на реализацию направлений средствами игровой деятельности.

  • При реализации направления физическое развитие воспитанников планируются игры, побуждающие ребёнка к выполнению активных движений, способствующие развитию двигательных умений и навыков, физических качеств, формированию координации движений.
  • При реализации направления социально-нравственное и личностное развитие воспитанников планируются игры способствующие приобретению социальных навыков общения, взаимодействия со сверстниками, игры на формирование представления о бережном отношении к окружающим
  • предметам, игрушкам, продуктам труда взрослых, о нормах поведения, о положительных и отрицательных качествах личности.
  • При реализации направления познавательное развитие воспитанников планируются игры на уточнение и закрепление представлений о труде взрослых, об окружающей действительности, способствующие формированию таких качеств личности, как самостоятельность, целеустремлённость, настойчивость.
  • При реализации направления речевое развитие воспитанников планируются игры на формирование правильного звукопроизношения, развитие связной речи, активизацию словаря, умения правильно выражать свои мысли.
  • При реализации направления эстетическое развитие воспитанников планируются игры на формирование и развитие художественных способностей, творчества.

Схема планирования

  1. Годовые задачи учреждения на учебный год;
  2. Источники планирования (учебные пособия и иные учебные издания, утвержденные либо допущенные Министерства образования Республики Беларусь, рекомендованные организациями, осуществляющими научно-методическое обеспечение образования)
  3. Список детей группы по подгруппам (подгруппы мобильные с учетом личностного развития каждого ребенка);
  4. Нерегламентированная деятельность (это игра и другие виды деятельности по темам недели, которые организовываются или возникают как с участием взрослого, так и при его косвенном руководстве). Образовательные задачи распределены по основным видам деятельности: познавательная практическая общение, игровая, художественная, трудовая, элементарная учебная деятельность и планируются в соответствии с темой недели. Так, в нерегламентированной деятельности воспитанников, которая организовывается или возникает как с участием взрослого, так и при его косвенном руководстве с учетом возрастной группы планируем:

-игры (сюжетно-ролевые игры, режиссерские, театрализованные, дидактические игры, развивающие, интеллектуальные, игры-экспериментирования, подвижные игры, игра с природными материалами, игры-драматизации, народные белорусские игры); сенсомоторные игры, игры-экспериментирования);

-общение (ситуационные диалоги, беседы, коммуникативные ситуации, артикуляционные упражнения, фонетические игры, невербальные средства общения, чтение с обсуждением, рассказы, этюды, упражнения на развитие коммуникативных умений, игры-задания, ставящие ребёнка в условия морального выбора, проблемные ситуации.

-познавательную практическую деятельность (наблюдения, обследование, действия с измерительным оборудованием, проблемные ситуации, экспериментирование, опыты, целевые прогулки, экскурсии,

моделирование, исследование свойств, просмотр диафильмов, видеофильмов познавательного характера);

-трудовую деятельность (труд в природе, хозяйственно-бытовой труд, коллективный труд, ручной труд);

-художественную деятельность (чтение литературных произведений, праздники, досуги, развлечения, различные виды театров, посещение музеев, театров, выставок, восприятие произведений искусства, чтение литературных произведений, художественное творчество ребенка (рисование, лепка и т.д., музицирование, театр и т.д., рассматривание иллюстраций, картин, художественных фотографий, драматизации).

  1. Специально организованная деятельность. Планируются регламентированные учебным планом учреждения формы организации образовательного процесса по образовательным областям;
  2. Сотрудничество с семьёй.

Формы взаимодействия с семьей

 Содержание Дата проведения Ответственный

  • Коллективные
  • Индивидуальные
  • Наглядно-
  • информационные
  • Информационно-
  • коммуникационные
  • (сайт, электронная почта и т.д.)

    Система планирования по реализации содержания учебной программы обеспечит разностороннее развитие и саморазвитие личности ребёнка, формирование у него нравственных норм и приобретение социального опыта, готовности к успешному переходу на следующий уровень образования. Образовательный процесс на основе планирования необходимо осуществлять с учетом принципов гуманистической педагогики, приоритета самоценности дошкольного детства, личностно-ориентированного стиля общения, обеспечения охраны и укрепления здоровья детей, безопасности жизни. Право выбора заниматься той или иной деятельностью остается за ребенком.

  Современные требования к организации специально организованной деятельности

 Образовательный процесс в учреждении дошкольного образования многопрофилен. Немаловажным условием достижения каждым воспитанником стандартов дошкольного образования, овладения им базисом для обеспечения преемственности при переходе к следующей возрастной и образовательной ступени является обучение, осуществляемое педагогами в процессе регулярно проводимых занятий в учреждении дошкольного образования.

Успешность проведения специально организованной деятельности воспитателем определяют три условия:

  1. хорошее знание программы;
  2. владение методикой обучения;
  3. знание возрастных и индивидуальных особенностей и возможностей детей своей возрастной группы.

Подготовка воспитателя к занятию включает:

  1. Планирование занятия:
  • определение программных задач (в соответствии с темой занятия);
  • выбор методов и приёмов обучения;
  • предварительная работа (составление конспекта (плана) занятия в соответствии с учебной программой; работа с методической литературой).
  1. Подготовка оборудования, подбор дидактического материала (оборудование, дидактический материал должны отвечать педагогическим, эстетическим и гигиеническим требованиям; при подборе учитывать их качество, правильность размещения на столах).
  2. Подготовка детей к занятию.

ДИДАКТИЧЕСКИЕ И ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПРОВЕДЕНИЮ ЗАНЯТИЯ

Дидактические требования к проведению занятия:

  1. Соблюдение принципов обучения (наглядности, доступности и др.)
  2. Решение воспитательных и образовательных задач.
  3. Выбор методов и приёмов обучения.
  4. Сочетание нового и знакомого материала, связь с предшествующими занятиями.
  5. Организационная чёткость занятия (логическое завершение каждой части занятия и законченность в целом).
  6. Соответствие длительности занятия санитарно-гигиеническим нормам.
  7. Обеспечение усвоения программного материала всей группы в целом, каждым ребёнком в отдельности.
  8. Творческий характер занятия.

Гигиенические требования к проведению занятия:

  1. Своевременное проведение влажной уборки, организации проветривания группового помещения.
  2. Рациональное размещение мебели, оборудования и материала. Соответствие мебели росту детей.
  3. Соответствие методики занятия возрастным, индивидуальным и психофизиологическим особенностям детей.
  4. Смена поз детей в течение занятия.
  5. Чередование различных видов деятельности на занятии.
  6. Привитие культурно-гигиенических навыков (например, при проведении видов изобразительной деятельности - закатать рукава, помыть руки и т.д.)

СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ

На каждом занятии выделяется следующая структура:

  1. Начало занятия (организационный момент: вызвать у детей эмоциональный положительный настрой, формировать мотивацию к деятельности и др.)
  2. Ход занятия (основная часть занятия: организация активной, самостоятельной, практической, познавательной деятельности детей). В ходе занятия воспитатель приучает детей к самостоятельному выполнению поставленной задачи, например, рисовать, отвечать на вопросы. Также воспитатель учит детей планировать свои действия, формирует учебные навыки, навыки самоконтроля. Воспитатель при проведении занятия осуществляет индивидуальную работу с детьми, использует различные приёмы активизации самостоятельного мышления детей.
  3. Конец занятия (подведение итога: во 2 младшей группе даётся положительная оценка; в средней группе воспитатель подходит дифференцированно; в старшей группе к анализу привлекаются дети). Воспитателю следует подчеркнуть достижения конкретного ребёнка в сравнении с его собственными успехами и неудачами, а не с достижениями других детей. Оценка деятельности детей на занятии должна быть содержательной оптимистической.

МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ ОБУЧЕНИЯ

Эффективность проведения занятия зависит от подбора и сочетания разных методов и приёмов обучения.

Методы обучения- это система способов взаимосвязанной деятельности воспитателя и детей, направленная на решение образовательных задач.

Метод - воспитывающий характер, должен быть ясным и определённым.

Главное в методах обучения - реализация образовательных, воспитательных, развивающих функций обучения. Методы обучения - путь познания окружающей действительности. Методы обучения взаимосвязаны и всегда дополняют друг друга. Выбранный метод обычно является для данного случая основным и сопровождается другими методами. Один и тот же метод обучения может применяться для разных учебных целей.

Приём - деталь метода или конкретный элемент, какого-либо метода.

Приём не имеет учебной самостоятельной задачи, подчиняется той задаче, которая выполняется данным методом.

Одинаковые приёмы обучения могут быть использованы в различных методах.

Основное различие между методами и приёмами обучения:

- методы направлены на решение общей учебной задачи, продолжительны по времени;

- приёмы направлены на решение частной задачи, непродолжительны по времени.

В дошкольной педагогике выделяют четыре группы методов:

  1. Наглядные методы.
  2. Словесные методы.
  3. Практические методы.
  4. Игровые методы.

Такая классификация обусловлена особенностями мышления ребёнка дошкольного возраста (преобладает наглядно-образное мышление, в раннем возрасте – предметно-действенное)

Требования к методам и приёмам обучения:

  1. методы и приёмы обучения должны быть направлены на решение всех задач разностороннего развития личности ребёнка;
  2. методы и приёмы обучения должны быть научны (в результате дети усваивают прочные умения, знания и навыки);
  3. методы и приёмы обучения должны быть доступны, соответствовать возрастным критериям;
  4. методы и приёмы обучения должны быть результативны.

Планирование занятия

Планировать необходимо не одно занятие, а систему, постепенно усложняя и закрепляя материал. Методической литературой пользуемся, но не механически переписываем её, а применяем с учётом особенностей детей.

Подготовка оборудования:

Накануне занятия отобрать оборудование, проверить, исправно ли оно, хватает ли дидактического материала и т.д.

К некоторым занятиям нужно готовиться заранее (например, если необходимо показать проросшее семя растения, его нужно прорастить заранее)

При проведении экскурсии педагог должен заранее сходить на место, выделить объекты для наблюдения, продумать, как будут размещены дети, выбрать самый короткий и безопасный маршрут.

Подготовка детей к занятиям

Создавать интерес к предстоящей работе

Предупреждать детей о начале занятия заранее (минут за 10), чтобы дети успели закончить свои игры и настроиться на занятие

Организовать работу дежурных по подготовке к занятию

Полезно пополнить свои собственные знания о предмете занятия: прочитать художественный очерк, навести справку у знающих лиц, детально ознакомиться с местом и объектом экскурсии, чтобы быть во всеоружии на занятии, так как дети могут задать такой вопрос, что для простого и понятного ответа на него необходимо самому иметь достаточные знания.

 

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ В РАЗНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ГРУППАХ

Достижение положительных результатов зависит от правильной организации учебного процесса. Длительность занятия должна соответствовать установленным нормам, а время использоваться полноценно. Большое значение имеет начало занятия, организация детского внимания, постановка перед детьми учебной или творческой задачи, объяснение способов ее выполнения.

Важно, чтобы воспитатель во время объяснения, показа способов действия активизировал детей, побуждал осмысливать, запоминать то, о чем он говорит. Детям надо предоставлять возможность повторять, проговаривать те или иные положения (например, как решать задачу, делать игрушку). Объяснение не должно занимать более 3–5 мин.

В ходе занятия педагог привлекает к активному участию в работе всех детей, учитывая их индивидуальные особенности, формирует у детей навыки учебной деятельности, развивает способность оценивать и контролировать свои действия. Учебная ситуация используется для развития у детей доброжелательного отношения к товарищам, выдержки, целеустремленности.

В ходе занятия педагог сообщает детям знания в строгой логической последовательности. Но любое знание (особенно новое) должно опираться на субъективный опыт ребенка, его интересы, склонности, устремления, индивидуально-значимые ценности, которые определяют своеобразие восприятия и осознания окружающего мира каждым малышом.

В процессе общения на занятии происходит не только одностороннее воздействие педагога на ребенка, но и обратный процесс.

Ребенок должен иметь возможность максимально использовать свой собственный, уже имеющийся опыт, личностно-значимый для него, а не просто безоговорочно принимать («усваивать») все, что сообщает ему педагог.

В этом смысле педагог и ребенок выступают как равноправные партнеры, носители разнородного, но одинаково необходимого опыта. Основной замысел личностно-ориентированного занятия состоит в том, чтобы раскрыть содержание индивидуального опыта ребенка, согласовать его с задаваемым и тем самым добиться личностного усвоения этого нового содержания.

Педагог должен продумать не только то, какой материал он будет сообщать, но то, какие возможны переклички этого материала с личным опытом детей.

При организации занятия профессиональная позиция педагога состоит в заведомо уважительном отношении к любому высказыванию малыша по содержанию обсуждаемой темы.

Нужно подумать, как обсуждать детские «версии» не в жестко-оценочной ситуации (правильно – неправильно), а в равноправном диалоге. Только в этом случае дети будут стремиться быть «услышанными» взрослым.

Одной из форм повышения работоспособности детей, предупреждения утомления, связанного с большой сосредоточенностью, длительным напряжением внимания, а также однообразным положением тела во время сидения за столом, является физкультурная минутка. Физкультминутки благоприятно влияют на активизацию деятельности детей, помогают предупредить нарушения осанки. Во всех группах физкультминутки проводятся систематически. Обычно это кратковременные перерывы (1,5–2 мин). Во второй младшей и средней группах физкультминутки проводятся в игровой форме. Время их проведения и подбор упражнений определяются характером и содержанием занятия. Так, например, на занятиях по рисованию, лепке физкультминутка включает активное сгибание, разгибание рук, сведение и разведение пальцев, свободное потряхивание кистями рук. На занятиях по развитию речи, математике используются упражнения для мышц спины – потягивания, выпрямления с глубоким дыханием через нос. С целью усиления эмоционального воздействия физкультурных минуток воспитатели могут использовать небольшие стихотворные тексты.

В каждой возрастной группе занятия имеют свою особенность и по времени, и по организации.

С детьми:

До 3-х лет рекомендуется проводить 10 занятий в неделю продолжительностью 10 мин.

4-го года жизни – 12 занятий продолжительностью не более 15 минут.

5-го года жизни – 15 занятий продолжительностью не более 20 минут.

6-го года жизни - 15 занятий продолжительностью не более 30 минут.

В соответствии с примерными режимами дня и временем года занятия в группах рекомендуется проводить с 1 сентября по 31 мая. Воспитателю предоставляется право варьировать место занятий в педагогическом процессе, интегрировать содержание различных видов занятий в зависимости от поставленных целей и задач обучения и воспитания, их место в образовательном процессе; сокращать количество регламентированных занятий, заменяя их другими формами обучения.

В раннем дошкольном возрасте с детьми проводятся игры – занятия.

Форма организации детей на занятиях может быть различной: малыши сидят за столом, на стульчиках, расставленных полукругом, или свободно передвигаются по групповой комнате.

Эффективность занятия в большей степени зависит от того насколько эмоционально оно протекает.

Важным дидактическим принципом, на основе которого строится методика занятий с детьми 2-го года жизни, является применение наглядности в сочетании со словом.

Обучение детей раннего возраста должно носить наглядно-действенный характер.

В группах детей старшего возраста, когда познавательные интересы получают уже известное развитие, бывает достаточно сообщения о теме или основной цели занятия. Дети старшего возраста привлекаются к организации необходимой обстановки, что также способствует возникновению интереса к занятию. Однако основное значение имеют содержание и характер постановки учебных задач.

Дети постепенно приучаются к определенным правилам поведения на занятиях. О них воспитатель все время напоминает детям и при организации занятия и в начале его.

В конце занятия со старшими детьми формулируется общий итог познавательной деятельности. При этом воспитатель стремится к тому, чтобы итоговое суждение было плодом усилий самих детей, побуждать их к эмоциональной оценке занятия.

Окончание занятия в младших группах направлено на усиление положительных эмоций, связанных как с содержанием занятия, так и с деятельностью детей. Лишь постепенно в средней группе вводится некоторая дифференциация оценки деятельности отдельных детей.

Тщательная подготовка к занятию придает воспитателю уверенность, спокойствие, которое всегда хорошо влияет на детей.

 

Подготовил заместитель заведующего

по основной деятельности

Е.С.Сечко

свернуть

«Развитие ребенка через изобразительную деятельность»

18.01.2024

«Развитие ребенка через изобразительную деятельность»

                                                         

«Использование инновационных технологий по

изобразительной деятельности»

Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных как в теоретическом, так и в практическом отношении: ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах ее становления.  

О необходимости развития художественного образования и  эстетического воспитания дошкольников говорили многие великие  психологи и педагоги: А.В. Бакушинский, М.С. Каган, Е.В. Квятковский, Н.И. Киященко, B.C. Мухина, Б.М. Неменский, С.Л. Рубинштейн, Б.М. Теплов, В.А. Фаворский, Б.П. Юсов….                                                                                                           

Чем полезно рисование?

Рисование – одно из самых первых проявлений личности человека. Взрослому может показаться, что в первых «каляках-маляках» малыша нет смысла, на самом же деле, первые рисунки указывают на развитие и работоспособность мозга ребенка. Маленький человек, еще не владеющий мелкой моторикой, при помощи рисования учится видеть связь между движениями рук и полученным результатом. Вот он рисует линии и закорючки в хаотичном порядке, через некоторое время он уже может рисовать их более упорядоченно, формируя определенный сюжет. Став еще старше, он научится при помощи детского рисунка и цветопередачи выражать собственные эмоции.   Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок», – утверждал В. Сухомлинский.

Маленький человек постоянно видит что-то новое для себя, узнает что-то интересное. При помощи рисования он может сформировать, упорядочить эти знания, дать им определенную оценку через цветопередачу, форму, размер изображения.

Исследователь детского творчества Л. С. Выготский выделяет несколько ступеней эволюции детского рисунка:

1.Схематичное изображение.

2.Формы и линии.

3.Правдоподобный рисунок.

4.Пространственные изображения.

Чем выше ребенок поднимается по этим ступеням, тем больше в рисовании подключается логических мозговых процессов. Ведь для того, чтобы изобразить какой-то предмет, сначала его нужно рассмотреть или придумать, запомнить форму цвет, пропорции, проанализировать, суметь свести увиденные элементы в единое целое.

Занятия рисованием – одно из самых больших удовольствий для ребёнка. Они приносят малышу много радости. Рисуя, ребёнок отражает не только то, что видит вокруг, но и проявляет собственную фантазию. Нельзя забывать, что положительные эмоции составляют основу психического здоровья и благополучия детей. А поскольку изобразительная деятельность является источником хорошего настроения, следует поддерживать и развивать интерес ребёнка к творчеству.                                                                                                                                  В изобразительной деятельности идёт интенсивное познавательное развитие.                         У ребёнка раннего возраста уже формируются первые сенсорные ориентировки в цвете, форме, величине, фактуре предметов, развивается способность всматриваться, вслушиваться, анализировать предметы, явления, видеть в них общее и отличительное, быть внимательным. Идёт первоначальное освоение орудийных действий с изобразительным материалом.                                                                                  Надо правильно брать карандаш (кисть): тремя пальцами, держать большим и средним, не близко к отточенному концу (ворсу), придерживая сверху указательным пальцем. Слишком сильное сжимание карандаша пальцами приводит к перенапряжению руки, скованности движений; слишком слабое – не удерживает карандаш (кисть). Эти действия имеют ярко выраженную сенсорную основу: темп, размах, ритм, направление движений, ощущение характера изобразительного материала – всё это требует ещё и координации в работе зрительных и двигательных анализаторов. Изображая простейшие предметы и явления, ребёнок познаёт их, у него формируются первые представления. Постепенно малыш учится рассказывать об увиденном и поразившем его явлении языком красок, линий, словами. Ответная положительная эмоциональная реакция взрослых поддерживает у ребёнка стремление больше видеть, узнавать, искать ещё более понятный и выразительный язык линий, красок, форм. Так стимулируется развитие творчества ребёнка.

Целью  моей инновационной деятельности  является развитие художественно – творческих  способностей детей посредством традиционных и нетрадиционных изобразительных техник, развитие моторики, зрительного восприятия, мышления.

Для осуществления цели ставлю перед собой задачи:

– приобщение детей к миру искусства через собственное творчество и освоение нетрадиционных  техник;

– создание атмосферы  доверия и заинтересованного  детского творчества

– формирование творческих способностей у детей в создании художественных  выразительных образов; – развитие умений и навыков различных приемов ИЗО

– развитие самостоятельности, активности, ответственности за выполненную работу

 

Методы и приемы:

В своей деятельности я  использую различные методы и приемы в рисовании ( наглядные, словесные,  практические-показ действий, которым надо следовать). Так, в рисовании основной прием для первой младшей группы – показать, как следует пользоваться карандашами и красками. Наиболее эффективный прием – пассивные движения, когда ребенок действует не самостоятельно, а с помощью взрослого. Но даже рисование каракулей дает возможность ребенку создавать линии и формы, овладевать моторной координацией, строить образное отражение окружающей действительности. Стадия каракулей важна как раз тем, что ребенок овладевает движениями своей руки.

Чтение стишков, песенок, потешек – важный методический приём. Он повышает положительное эмоциональное отношение детей к занятию. Замечательный способ заинтересовать ребенка – загадка.

Очень важно продумать и задавать  интересные вопросы, требующие размышлений.  Для того чтобы подвести ребенка к правильному ответу, важно завязать дискуссию и заинтересовать тем, о чем пойдет речь на занятии, показать картинку, рассказать небольшую историю или прочитать стихотворение, связанное с поставленной темой.

Чтобы активизировать внимания и вызвать интерес, предлагаю поиграть, использую элементы театрализованного представления с реквизитом, куклами, масками.

Просмотр всех рисунков в конце занятия воспитывает у детей интерес к результатам сверстников, собственной деятельности.

При планировании занятий стараюсь применять современные и инновационные формы и методы работы, способствующие более эффективному и целенаправленному процессу обучения.

Часто на занятиях использую элементы технологи ТРИЗ (теория решения изобретательских задач) Это:

  • задания на дорисовку, где в соединении хаотично расставленных точек, ребенок учится видеть какой-либо образ и дорисовывает его
  • Задания «Нарисуй настроение», «Рисуем музыку», «Мои цветные сны» помогает ребенку передать на бумаге состояние своего внутреннего мира;

Инновационный подход в обучении детей дошкольного возраста состоит в том, что на занятиях дети получают знания и умения в использовании различных техник.

Рисование с использованием нетрадиционных техник изображения не утомляет детей, у них сохраняется высокая работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания.

В учебный процесс  я включаю самые необычные  средства изображения: размазывание краски пальчиками, рисование с помощью ладошек, песком, солью, ватной палочкой, шарикми Марблс, кляксографию…

Такое  нестандартное решение  развивает детскую фантазию, воображение, снимает  отрицательные эмоции. Это свободный творческий процесс, когда не присутствует слово нельзя, а существует возможность нарушать правила использования некоторых материалов: а вот пальчиком- да в краску.

Планируемые результаты: В результате освоения данной программы дети к концу года смогут:

 

– различать, называть и применять на практике нетрадиционные способы рисования;

–  дети научатся приемам  работы кистью, мелками, нетрадиционным художественным материалом.

 – дети научатся различать цвета спектра  и их оттенки, основные геометрические фигуры;

– у детей разовьется мелкая моторика рук;

– сформируется способность смотреть на мир и видеть его  глазами художников, замечать и творить Красоту;

-разовьется творчество и фантазия, наблюдательность,  воображение, ассоциативное мышление и любознательность;

– появится любовь и уважение к изобразительному искусству;

-сформируются навыки самостоятельности.

– научатся подбирать цвета, соответствующие изображаемым предметам.

-произойдет развитие зрительной памяти, мышления.

 

                                         Тематическое планирование занятий

                                      (может меняться на усмотрение педагога)

месяц

Тема занятия

Материал и способ передачи

октябрь

1

Травка

Гуашь. Прямые вертикальные линии+ аппликация  из вырезанных насекомых

2

Осень золотая

Гуашь. Свободная деятельность. Знакомство с теплыми цветами.

3

Листопад

Гуашь. Отпечатки листьев.

4

Паутинка

Шарики Марблс.

ноябрь

1

Осеннее деревце

Гуашь+аппликация

2

Подводное царство

Рыбки-ладошкой, водоросли-пальчиком

3

Цветы

Кисточка+ ватные палочки (тычкование)

4

Россия.Флаг

Акварель

декабрь

1

Витамины

Гуашь. Штампование половинками фруктов и овощей

2

Умка

Гуашь.Круги.

3

Снеговик

Гуашь. Круги.

4

Елка

Гуашь

январь

1

Зайка в сугробе

Тампование губкой+кисть.Гуашь

2

Снежинки

Ватные палочки

3

Морозный узор на окне

Акварель+соль. Знакомство с холодными цветами

4

Коврик для котика

Гуашь

февраль

1

Шарики воздушные

Восковые мелки +акварель

2

Сказочные животные

Кляксография

3

   Мои цветные сны

Гуашь

4

Подарок папе

Гуашь.

март

1

Сказочный сон.

Рисование по мокрому листу. Акварель

2

Подарок маме. Цветы

Оттиск смятой бумагой. Гуашь

3

Солнышко

Рисование ладошкой

4

Котенок

Рисование тычком полусухой кистью

апрель

1

Ежик

Оттиск смятой бумагой. Гуашь

2

Рисуем музыку

Гуашь

3

Космос

Рисование по мокрому листу. Акварель

4

Одуванчики

Гуашь. Линии+ тычкование полусухой кистью.

май

1

Салют

Набрызг

2

Бабочка

Монотипия

3

Божья коровка

Гуашь

4

Дождь и радуга

Мелки +акварель

 

 

Нетрадиционные техники рисования.

  1. Тычок жесткой полусухой кистью

Средства выразительности: фактурность окраски, цвет.

Материалы: жесткая кисть, гуашь, бумага любого цвета и формата либо

вырезанный силуэт пушистого или колючего животного.

Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по

бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом

заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности

пушистой или колючей поверхности.

  1. Рисование пальчиками

Средства выразительности: пятно, точка, короткая линия, цвет.

Материалы: мисочки с гуашью, плотная бумага любого цвета, небольшие листы,

салфетки.

Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь пальчик и наносит

точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета.

После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.

  1. Рисование ладошкой

Средства выразительности: пятно, цвет, фантастический силуэт.

Материалы: широкие блюдечки с гуашью, кисть, плотная бумага любого цвета,

листы большого формата, салфетки.

Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь ладошку (всю кисть)

или окрашивает ее с помощью кисточки (с 5ти лет) и делает отпечаток на бумаге.

Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы

руки вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.

  1. Оттиск поролоном

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

Материалы: мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена

штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанная гуашью, плотная бумага

любого цвета и размера, кусочки поролона.

Способ получения изображения: ребенок прижимает поролон к штемпельной

подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для изменения цвета берутся

другие мисочка и поролон.

  1. Оттиск смятой бумагой

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

Материалы: блюдце либо пластиковая коробочка, в которую вложена

штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанная гуашью, плотная бумага

любого цвета и размера, смятая бумага.

Способ получения изображения: ребенок прижимает смятую бумагу к

штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить

другой цвет, меняются и блюдце, и смятая бумага.

  1. Восковые мелки + акварель

Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура.

Материалы: восковые мелки, плотная белая бумага, акварель, кисти.

Способ получения изображения: ребенок рисует восковыми мелками на белой

бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок

мелками остается незакрашенным.

  1. Монотипия предметная

Средства выразительности: пятно, цвет, симметрия.

Материалы: плотная бумага любого цвета, кисти, гуашь или акварель.

Способ получения изображения: ребенок складывает лист бумаги вдвое и на

одной его половине рисует половину изображаемого предмета (предметы

выбираются симметричные). После рисования каждой части предмета, пока не

высохла краска, лист снова складывается пополам для получения отпечатка. Затем

изображение можно украсить, также складывая лист после рисования нескольких

украшений.

8.Средства выразительности: точка, фактура.

Материалы: бумага, гуашь, жесткая кисть, кусочек плотного картона либо

пластика (5×5 см).

Способ получения изображения: ребенок набирает краску на кисть и ударяет

кистью о картон, который держит над бумагой. Затем закрашивает лист акварелью

в один или несколько цветов. Краска разбрызгивается на бумагу.

  1. Отпечатки листьев

Средства выразительности: фактура, цвет.

Материалы: бумага, гуашь, листья разных деревьев (желательно опавшие), кисти.

Способ получения изображения: ребенок покрывает листок дерева красками

разных цветов, затем прикладывает его окрашенной стороной к бумаге для

получения отпечатка. Каждый раз берется новый листок.

Подготовил заместитель заведующего

по основной деятельности

Е.С.Сечко

свернуть

САМООБРАЗОВАНИЕ

25.01.2024
Одним из условий повышения качества работы учреждения дошкольного образования является дифференцированное оказание помощи педагогам на основе диагностики их профессионального уровня. Задача заместителя заведующего по основной деятельности – оказать помощь конкретному воспитателю дошкольного образования в решении тех проблем, которые вызывают у него затруднение или являются предметом его интересов. Однако эффективность работы в конечном итоге определяется самостоятельной работой педагога, его самообразованием.

        Самообразование – это целенаправленная работа педагога по расширению и углублению своих теоретических знаний, совершенствованию имеющихся и приобретению новых профессиональных навыков и умений в свете современных требований педагогической и психологической наук.

       Самообразование педагога учреждения дошкольного образования   многогранно и многопланово. Основными направлениями в системе самообразования педагогов учреждения дошкольного образования могут быть:

  • Ознакомление с новыми нормативными документами по вопросам дошкольного образования;
  • Изучение учебной и научно-методической литературы;
  • Ознакомление с новыми достижениями педагогики, детской психологии, анатомии, физиологии;
  • Изучение новых педагогических технологий;
  • Ознакомление с передовой практикой учреждений дошкольного образования;
  • Повышение общекультурного уровня.

Как совершенствовать свои знания?

         Профессия воспитателя дошкольного образования очень важна, ведь он отвечает за жизнь и развитие детей. Педагог, который уважает себя, всегда будет стремиться быть компетентной, профессиональной личностью, интересной для детей и родителей. Современный воспитатель — тот, кто внимательно выслушает ребёнка, постарается найти ответы на все его вопросы, создаст педагогические условия для его всестороннего творческого развития и будет увлечённо этим заниматься. Для того чтобы стать именно таким воспитателем, нужно позаботиться о развитии своих интеллектуальных и педагогических способностей. Достичь этой цели можно, если заняться самообразованием.

Самообразование — это совершенствование педагогом его профессиональных знаний и умений, приобретение новых.

«Совет. Чтобы начать работу по самообразованию, нужно выявить проблему, по которой хотели бы углубить свои знания и навыки, и усиленно заняться её решением».

Основные направления самообразования воспитателей:

  • ознакомление с новой нормативной документацией по ведению педагогической деятельности в дошкольном учреждении
  • исследование новой научно-методической литературы
  • изучение актуальных достижений педагогической науки, а также возрастной психологии и физиологии
  • ознакомление с новейшими программами и педагогическими технологиями
  • знакомство с передовым опытом дошкольных учреждений
  • совершенствование общего уровня развития.

Формы повышения квалификации педагогов

Педагогический совет. Такая форма деятельности предполагает коллективное обсуждение актуальных вопросов педагогики в детском дошкольном учреждении. Педсоветы могут проводиться на определённую тематику или включать в себя рассмотрение разных вопросов. Хорошо, когда в процессе педсовета можно не только заслушать вопрос и обсудить его, но и провести тренинг, перенять позитивный педагогический опыт, сделать анализ.

Обучающий семинар. Может проводиться в детском саду, в управлении по вопросам образования, на профильных кафедрах высших учебных заведений. Семинар направлен, прежде всего, на повышение теоретического уровня подготовки педагога. В процессе семинара нужно задействовать присутствующих педагогов, предлагая им задания, тренирующие педагогические способности.

Курсы повышения квалификации. Проводятся в колледже или институте. После прослушивания курса лекций и самостоятельной работы педагог должен подготовить и защитить выпускную работу.

Консультация. Инициатор этой формы повышения квалификации воспитателей —  заместитель заведующего по основной деятельности, который  может предварительно планировать проведение консультаций, на которых воспитатели могут узнать о новинках методической литературы, нормативной документации, современных подходах к обучению и воспитанию дошкольников. К  проведению консультаций могут привлекаться специалисты: педагог- психолог, музыкальный руководитель, руководитель физического воспитания.

Открытые занятия. Они играют немаловажную роль с целью повышения квалификации педагогов, ведь тот, кто проводит занятие, стремится продемонстрировать свои наработки, а те, кто приходит для просмотра, перенимают положительный педагогический опыт и учатся анализировать.

Изучение педагогического опыта. 

Включает в себя:

  • изучение и анализ педагогических материалов (конспектов, планов, педагогических дневников и журналов, сценариев утренников и других мероприятий, образцов дидактических материалов, экземпляров детского творчества, образцов информационных материалов для родителей и др.).

 Хорошим способом собрать свой педагогический опыт является

  • ведение «Методической папки воспитателя».
  • посещение открытых занятий
  • презентация и обсуждение опыта педагогов на педсоветах и семинарах.

План работы по самообразованию

       План работы воспитателя по самообразованию — это обязательная часть организации деятельности по профессиональному развитию. Многие не любят составлять планы, считая их пустой работой. План помогает организовать будущую деятельность правильно, систематизировать её, наметить перспективы.

   План работы по самообразованию представляет собой программу методической деятельности на учебный год.

При составлении плана работы по самообразованию воспитателю дошкольного образования нужно обратить внимание на следующее:

  • Выбирая ту или иную тему, нужно обосновать свой выбор, руководствуясь актуальностью.
  • Следует показать взаимосвязь выбранной темы с целями и задачами современной системы дошкольного воспитания.
  • Нужно осветить результаты предварительной работы педагога.
  • Выбирая тему самообразования, точно указать, на каких программах и методиках она основана.
  • Нужно помнить о том, что теория должна быть применима на практике.
  • Необходимо обосновать выбор форм взаимодействия педагога с дошкольниками.
  • В рамках темы следует запланировать проведение диагностики.
  • В плане самообразования нужно описать собственные методические разработки.
  • Нужно запланировать анализ полученных результатов.
  • Наметить перспективы дальнейшей педагогической деятельности.

Темы по самостоятельному образованию

     Тему может дать заместитель заведующего по основной деятельности, а можно выбрать её самому. В последнем случае нужно определиться, в каком направлении вы планируете развиваться как педагог.

«Совет. Вы можете предложить и утвердить свою тему по самообразованию, если обоснуете, насколько она актуальна, практически значима и полезна для улучшения образовательного процесса дошкольного учреждения».

Выбирать тему самообразования можно, выбрав один из вариантов:

  • Каждый учебный год новая тема.
  • Обширная тема на несколько лет.

Тема должна быть нужной и перспективной в сфере дошкольного образования детей. Целесообразно рекомендовать тематику для самообразования педагогов с учётом их опыта и педагогического стажа.

Молодым специалистам:

  • Ценности личностно-ориентированного подхода в образовании
  • Развитие педагогического мастерства

 Воспитателям с опытом работы более 5 лет:

  • Проектирование учебно-воспитательного процесса в дошкольном учреждении
  • Развитие умений анализа научно-методической литературы, применения теоретических знаний на практике, применение творческого подхода.
  • Организация образовательного процесса

«А знаете ли вы, что педагог профессионально может развиваться только в том случае, если в учреждении образования созданы все условия для этого?»

           Новые знания педагог может получать разными способами. Хорошо, если дошкольное учреждение направляет на курсы в институт. Результативна собственная система повышения квалификации воспитателей, функционирующая в виде регулярного обучения воспитателей на базе дошкольного учреждения («академии», «школы воспитателей»). Но без личного желания достигнуть профессиональных высот, никакая деятельность не будет максимально эффективна. Чтобы стать хорошим педагогом, нужно хотеть стать им.

Советы педагогам, занимающимся самообучением

  • Изучая какой-то вопрос, исследуйте несколько источников, а не один. Такой метод учит вырабатывать своё мнение.
  • Учитесь работать с библиотечными каталогами, а также правильно формировать поисковый запрос при работе с интернетом. Это сохранит вам время и поможет точно находить нужный литературный источник.
  • Научитесь работать с информацией: собирать, накапливать, сохранять факты, аргументы, результаты. Это пригодится при подготовке к участию в семинаре или педсовете.
  • Будьте открыты к инновациям в образовании. Создавайте компьютерные презентации и видеоролики, представляя свои наработки.
  • Делитесь опытом с коллегами, и тогда заслужите репутацию флагмана в дошкольном образовании.

Подготовил заместитель заведующего

по основной деятельности

Е.С.Сечко

свернуть

Примерное наполнение различных зон группового помещения оборудованием, способствующим развитию речи детей

Примерное наполнение различных зон группового помещения оборудованием, способствующим развитию речи детей

 

Развитие речи у детей основная задача дошкольного образования.

Организация «Предметно–развивающей среды» в детском саду несет эффективность воспитательного воздействия, направленного  на формирование у детей  активного познавательного  отношения к окружающему миру, развивает и воспитывает детей.

На развитие детей дошкольного возраста большое влияние оказывает окружающее пространство.

Речевая развивающая среда – это окружение, наиболее эффективно влияющее на развитие речи каждого ребенка.

Цель построения речевой развивающей среды – насыщение окружающей среды компонентами, обеспечивающими развитие речи ребенка дошкольного возраста.

 

 

№ п/п

Зона (уголок) группового помещения

Рекомендации по наполнению (кратко)

1.

Речевые уголки

·     игры на развитие лексической, грамматической, фонетической сторон речи, связной и образной речи.

2.

Книжный уголок

·     книги, рекомендованные авторами учебной программы дошкольного образования в детском саду по возрасту;

·     литературные игры.

3.

Театральные уголки

·разные виды театров;

·модели сказок для драматизации.

4.

Сюжетно ролевые игры

·     пространство и оборудование для развития сюжета игр.

5.

Уголки развития мелкой моторки рук

·     шнуровки;

·     застежки;

·     мозаики;

·     нетрадиционные материалы (клубки ниток, платочки, губки, прищепки и др.);

·     неструктурированный материал (пшено, горох, семечки…);

·     игры на координацию движений и др..

6.

Уголки природы

·     материал, обеспечивающий расширение словарного запаса по пиродоведческим категориям.

7.

Уголки экспериментирования

·     игры и оборудование на развитие дыхания (мыльные пузыри, схемы дыхания, стаканчики с водой и трубочки).

8.

Спортивный уголок

·     оборудование и игры на координацию движений;

·     приспособления для самомассажа (массажные коврики, массажные мячики, массажные расчески (индивидуальные) или специальные массажеры для головы и шеи, палочки с гранями для массажа кистей рук);

·     подвешенные на тесьме легкие игрушки (для потягивания);

·     мячи.

9.

ИЗО уголки

·  трафареты;

·  штриховки;

·  клубочки толстых ниток, для выкладывания рисунка по контуру на бархатной бумаге;

·  зубочистки для прокалывания рисунка по контуру;

·  глина, пластилин, специальное тесто для лепки;

·  дощечки с накатанным слоем пластилина;

·  технологические карты по лепке из пластилина, соленого теста;

·  карандаши;

·  раскраски.

10.

Уголки конструирования

·     разные виды конструкторов;

·     пластмассовые цветные крышки (от бутылок);

·     счетные палочки, очищенные спички - для выкладывания смысла стихотворения, одной или двумя «пиктограммами»;

·     карточки образцов;

·     природный и бросовый материал;

·     прищепки.

11.

Уголок ручного труда

·     шнурки;

·     нитки;

·     пуговицы;

·     бусинки различных диаметров с отверстиями разной величины;

·     бисер;

·     клубочки;

·     различные виды тканей;

·     образцы и технология пришивания пуговиц, вышивки, штопки;

·     наборы для рукоделия: вышивания, макраме, шитья.

 

Подготовил заместитель заведующего

по основной деятельности

Е.С.Сечко

свернуть

Методическая работа с молодыми педагогами

08.01.2024

Виды занятий с воспитанниками в учреждении дошкольного образования

 

1. Классическое занятие

По старой классической форме: объяснение, выполнение задания детьми, итоги занятия, рефлексия.

2. Комплексное (комбинированное занятие)

Использование на одном занятии разных видов деятельности: художественного слова, музыки, изобразительной деятельности, математики, конструирования, ручного труда (в разных сочетаниях).

3.Тематическое занятие

Может быть и комплексным, но подчинено одной тематике, например, «Весна», «Что такое хорошо», «Наши игрушки» и др.

4. Итоговое занятие

Выяснение усвоения учебной программы детьми за определенный отрезок времени (полугодие, квартал, учебный год).

5. Экскурсия

В библиотеку, ателье,  на почту, поле, стройку, в школу и др.

6. Коллективное творческое дело

Коллективное рисование, коллективная аппликация: строим улицу нашего города (поселка, деревни).

7. Занятие–труд

Посадка лука, черенкование растений, посадка семян и др.

8. Занятие-игра

«Магазин игрушек», «Устроим кукле комнату». Вариант: Занятие-аукцион – кто больше расскажет о предмете, тот его и покупает.

9.Занятие-творчество

Мастерская художника, народных умельцев, сказочника, «Мастерская добрых дел» (поделки из бросового, природного материала, бумаги с использованием элементов ТРИЗ).

10. Занятие-посиделки

На фольклорном материале; на фоне трудовой деятельности дети поют, загадывают загадки, рассказывают сказки, водят хоровод.

11. Занятие-сказка

Все занятие строится по сюжету одной сказки, с использованием музыки, изобразительного искусства, драматизации.

12. Занятие пресс-конференция

Дети задают вопросы «космонавту», «путешественнику», «герою сказки» и он отвечает на вопросы, затем «Журналисты» рисуют и записывают то, что их заинтересовало.

13. Занятие-десант

Неотложная помощь. Пример. Идем от обратного: на рисовании спрашиваем детей о том, что у них не получается или получается плохо. Сегодня это будем рисовать, помогут нам те, у кого это хорошо получается. Вариант: совместное занятие детей старшей и младшей группы (сотворчество). Старшие, к примеру, делают фон, младшие рисуют то, что могут.

14. Занятие-путешествие

Цель – развивать монологическую речь детей. Кто-то из детей «экскурсовод», остальные дети задают вопросы. Варианты: путешествие по сказкам, родной стране, городу (поселку, деревне), республике, в «Страну веселых математиков», по «Красной Книге».

15. Занятие-открытие

(проблемное занятие)

Воспитатель предлагает детям проблемную ситуацию, дети сообща её решают, делают открытие. Пример: «Что произойдет, если исчезнет бумага?», «Зачем учиться?» Вариант: «Следствие ведут знатоки».

16. Занятие-эксперимент

Ребенку, к примеру, дают бумагу. Он делает с ней всё что хочет – рвет, мнет, мочит и т.д. Затем самостоятельно делает вывод. Варианты: со льдом, снегом, магнитом, воздухом.

17. Занятия-рисунки-сочинения

Воспитатель рисует, дети составляют рассказы. Дети по своим рисункам составляют рассказы. Дети «пишут» письмо-рисунок о событии в детском саду.

18. Занятие-конкурс

Типа: «Что, где, когда?» Конкурс фантазеров, стихов, сказок.

Дети делятся на команды, вопросы обсуждаются сообща, капитан выступает, дети дополняют. Варианты: «Незнайкин мост». Задаются разные вопросы, за правильный ответ команда получает «бревнышко», для построения моста к противоположной команде. За неправильный ответ «бревнышко» опускается на дно реки. Выигрывает тот, кто быстрее построит мост через реку, т.е. больше даст правильных ответов.

19. Групповые занятия (вариант конкурса)

Дети организуются по группам. Например, на 4 времени года. К занятию готовятся тайно. На занятии рассказывают, «защищают» свое время года, рисуют, рассказывают придуманные рассказы. Побеждает тот, у кого интереснее получится выступление-защита своего времени года (книги, игрушки и т.д.).

20. «Игра-школа»

Школа космонавтов (физкультурников), школа лесных жителей (зверей), школа юного шофера и пешехода. Рассказывают о себе, поют, танцуют, пантомима и т.д.

 

Подготовил заместитель заведующего

по основной деятельности

Е.С.Сечко

свернуть
2024
август
20 августа, вторник

Учебные издания по формированию основ функциональной грамотности воспитанников

подробнее...