Питание

Методические рекомендации по организации питания в учреждениях образования в 2023/2024 учебном году

 В государственном учреждении образования "Колодищанский детский сад №4" созданы необходимые условия для того, чтобы обеспечить воспитанников рациональ­ным питанием.

       Соблюдаются правила кули­нарной обработки, технология изготовления пищи. Питание в дошкольном учреждении разнообразно за счет широкого ассортимента продуктов. С сотрудниками регулярно проводится методическая работа. Дети получают полноценное, сба­лансированное питание, соответствующее возрастным и физиологическим потребностям.

 

Питание оплачивается строго по лицевым счетам!

 

За ПИТАНИЕ ДЕТЕЙ в детском дошкольном учреждении:

 

Система расчёта ЕРИП → Образование и развитие → Отделы,управление образования → Минская область → ОУ Минского РИК → Питание в детских садах → Указать лицевой счёт ребёнка → Нажать слово "инфо" → Проверить данные ребёнка → Оплатить

 

Уважаемые родители!

На днях заместитель министра образования Беларуси Александр Кадлубай напомнил, что перед началом учебного года специалисты традиционно актуализируют методические рекомендации по организации питания в учреждениях образования. Вместе с тем ежеквартально проводится анализ денежных норм расходов на питание по средним ценам оптовых продаж на продукты питания, предоставляемых Белстатом.

Согласно постановлению правительства № 458 «Об изменении постановления Совета Министров Республики Беларусь от 27 апреля 2013 г. № 317», с 15 июля денежные нормы расходов на питание школьников и дошкольников выросли на 9–13 % в зависимости от вида учреждения, времени пребывания и возраста обучающихся.

По словам Александра Кадлубая, стоимость питания в учреждениях дошкольного образования увеличилась в среднем на 10%, в школах – на 11 %. Обучающимся всех категорий предоставляется единый рацион питания вне зависимости от формы оплаты.

При длительности пребывания в детском саду 10,5 часов родители платят:

  • на ребенка от 1 до 3 лет – 3,26 руб. в день (ранее – 2,96 руб.) – в месяц получается около 70 руб;
  • на ребенка от 3 до 6 лет – 4,24 руб. в день – около 90 руб. в месяц.

При длительности пребывания в саду 12 часов:

  • на ребенка от 1 до 3 лет – 4,16 руб. в день – около 90 руб. ежемесячно;
  • на ребенка от 3 до 6 лет – 5,14 руб. в день (ранее – 4,68 руб.) – примерно 110 руб. в месяц.

Денежные нормы расходов на питание в санаторных детских садах чуть выше:

  • на ребенка от 1 до 3 лет – 5,28 руб. в день;
  • на ребенка от 3 до 6 лет – 6,52 руб. в день (ранее – 5,93 руб.);
  • на ребенка от 3 до 6 лет (диета П) – 6,51 руб. в день.

Отметим, что в Беларуси родители оплачивают за питание детей 100 % от действующих денежных норм расходов на питание. Оплата производится ежемесячно не позднее 25 числа текущего месяца. При этом дни, когда дети не посещали дошкольное учреждение, не учитываются. Накануне родители должны письменно или устно сообщить воспитателям о предстоящем отсутствии ребенка.

В дошкольных учреждениях льготы в размере 30% получают семьи, у которых 2 ребенка посещают детский сад. Скидка распространяется на двух детей. Льготы в размере 50% положены для многодетного семейства, где воспитывается от 3-х детей возрастом до 18 лет. Скидку за каждого отдельного воспитанника получают опекуны, приемные мамы и папы, воспитатели детских домов семейного типа. Также к льготникам относятся семьи, проживающие в зоне радиоактивного загрязнения. Чтобы получить скидки, родителям необходимо представить руководителям учреждений ряд документов. Решение об освобождении от платы за питание либо ее снижении принимается в течение пяти дней со дня подачи заявления.

Так, преимущество дошкольного и школьного питания – в его диетическом характере. Из рациона исключены все комбижиры, используются только сливочное и растительное масла. Кроме того, запрещены изделия во фритюре, костные бульоны, все острые приправы и уксус. Приветствуются щадящие методы приготовления пищи: тушение, варение, приготовление на пару.

свернуть

Здоровое питание - залог здоровья детей!

Организация питания

Рациональное питание детей - необходимое условие обеспечения здоровья, устойчивости к действию инфекций и других неблагоприятных факторов, способности к обучению и работоспособности во все возрастные периоды.

В связи с этим организация рационов питания является одним из важных факторов профилактики заболеваний и поддержания здоровья детей, а обеспечение полноценного и безопасного питания воспитанников является приоритетным направлением работы учреждения.

Для воспитанников нашего учреждения дошкольного образования с 12-часовой режим пребывания организовано четырехразовое питание (завтрак, обед, полдник, ужин) в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН.

Питание различается в зависимости от сезона и подразделяется на периоды зимы-весны и лета-осени с ассортиментом блюд примерного 10-дневного меню.

За основу составления примерного 10-дневного меню положены среднесуточные нормы питания на одного ребенка в день. Так, для детей до трех суточная потребность калорийности составляет 1540 ккал, а детей старшего дошкольного возраста – 1900 ккал. Распределение калорийности суточного рациона по отдельным приемам пищи составляет: на завтрак 20–25 % калорийности от общей калорийности суточного рациона, обед – 30–35 %, полдник – 10–15 %, ужин – 20–25 %, домашний ужин – 15 %.

При составлении меню используется разработанная картотека блюд, где указана технология приготовления, температура подачи блюда, требования к качеству готового блюда, пищевая и энергетическая ценность, содержание минеральных веществ и витаминов.

В нашем учреждении дошкольного образования проводиться круглогодичная и ежедневная С-витаминизация третьих блюд (напитков) из расчета количества аскорбиновой кислоты на порцию согласно установленным Нормам питания.

В рационе детей ежедневно включена суточная норма молока, сливочного и растительного масла сахара, хлеба, мяса. Продукты, богатые белком (рыба, мясо), включаются в меню первой половины дня. Во второй половине дня детям предлагаются молочные и овощные блюда. Каждый день в меню включены овощи, как в свежем, так и вареном и тушеном виде.

Если ваш ребенок находится на лечебном (диетическом) питании, то в нашем учреждении дошкольного образования специально для него будет организовано диетическое питание на основании медицинской справки. В данной справке врач-педиатр должен указать, какие виды продуктов следует исключить из рациона питания ребенка и какими продуктами следует заменить.

Готовая пища выдается только после снятия пробы бракеражной комиссией и соответствующей записи в бракеражном журнале результатов оценки готовых блюд.

Организация питания детей нашего учреждения дошкольного образования находится на постоянном контроле у администрации.

свернуть

Советы по питанию

 Питание детей в выходные дни

 

Чтобы питание детей в выходные дни отвечало физиологическим нормам, родители должны знать, сколько и каких продуктов ребенку необходимо получать в течение дня в зависимости от возраста, уметь правильно распределять их по приемам пищи, сочетать блюда, выдерживать режим, принятый в детском учреждении.

Ориентиром для этого служит примерный суточный набор для ребенка, который обеспечивает, в основном, суточную норму животного белка.

В питании детей используются различные сорта мяса: говядина, птица (кроме уток и гусей), кролики, молодая баранина, для старших детей нежирная свинина в рубленом виде. В отдельные дни включают сосиски, однако важно помнить, что физиологическая ценность их ниже, чем натурального мяса. В их составе больше жира, меньше белка и витаминов, менее благоприятное соотношение минеральных солей. В то же время можно рекомендовать новые виды колбасных изделий с повышенной биологической ценностью: сосиски детские, диетические, школьные колбаски «Малютка» и «Крепыш», колбасы с добавкой обезжиренного молока и боенской крови. Следует использовать и такие ценные растительные белковые продукты, как горох, фасоль, соя (содержание белка в горохе – 23 %, фасоли – 23 %, сое – 34 %). В них много витаминов группы В, витамина Е, много калия и других минеральных веществ. В те дни, когда нет достаточного количества мяса или рыбы, включают блюда из бобовых – суп-пюре гороховый, гарнир из зеленого горошка и т. д. Повысить содержание животного белка можно также за счет неострых сортов сыра и плавленых сырков.

Не рекомендуется давать детям более одного яйца в день. Избыток белков в желтке может вызвать аллергические реакции, а высокое содержание лецитина действует возбуждающе на нервную систему. Рыбу дают чаще, в том числе морскую. Она содержит ценный набор незаменимых аминокислот, витаминов и микроэлементов, хорошо переваривается и усваивается.

Чтобы разнообразить питание детей в выходные дни, нужно следить за меню детского учреждения на протяжении недели и дома готовить другие блюда, принимая за основу меню-раскладки. Если необходимо заменить сезонное блюдо, используют картотеку, заменяя белковые блюда на белковые, овощные на овощные и т. п.

Детям раннего возраста подбирают блюда, которые полностью обеспечивают физиологические потребности данного возраста. Принимая во внимание, что в выходные дни дети старше трех лет больше бывают на воздухе, занимаются активными играми, спортом, в меню для них больше включается мяса, рыбы, масла сливочного, сыра и других продуктов.

В выходные дни особое внимание обращают на вторые блюда, которые не всегда могут быть приготовлены в детском учреждении, например, налистники с мясом, кабачки, фаршированные мясом и рисом, голубцы, котлеты и колбаски «белип» из рыбы, блюда из пасты «Океан» и кальмаров, блюда из печени, блюда из кролика и т. д. Из овощных блюд по картотеке выбирают блюда, которые в течение недели в меню детского учреждения не включались. Кроме того, детям старше трех лет в летний сезон полезно давать зеленые лопаточки гороха и спаржевой фасоли.

Для выполнения нормы белка дают творожное блюдо. Приготовленный в домашних условиях творог можно давать в натуральном виде – с фруктовой подливой, со сливками или сметаной, молоком, медом.

Белки из натурального творога усваиваются лучше. Однако если нет гарантии, что творог приготовлен из пастеризованного молока, его используют только в изделиях после термической обработки (вареники, сырники и т. д.). Хлеб нужно давать пшеничный и ржаной.

На завтрак детям дают винегрет с сосиской, яйцом, мясом или селедкой. Можно приготовить омлет с тушеным шпинатом (на листик омлета положить ложку тушеного шпината и завернуть трубочкой). Дополняют завтрак молоком или кисломолочными продуктами.

Очень ценны натуральные витаминные напитки: дрожжевой, морковно-молочный, из шиповника, морс из черной смородины.

В выходные или праздничные дни детям можно дать выпечку. Однако надо подбирать такие изделия, в которые входит меньше жира, а больше фруктов, орехов. Дают также сладкие фруктовые напитки, желе фруктовое, мороженое. Они более полезны, чем пирожные.

В детском питании необходимо систематически использовать разнообразные сезонные овощи и фрукты.

Примерное меню выходного дня

1 неделя

Суббота

Завтрак

Каша гречневая рассыпчатая

 

Сосиска

 

Кофейный напиток с молоком/какао с молоком, хлеб пшеничный с маслом

Обед

Салат из квашеной капусты с растительным маслом

 

Суп геркулесовый, хлеб

 

Картофельное пюре, биточки мясные

 

Компот из сухофруктов

Полдник

Кефир, печенье, фрукты

Ужин

Тушеная морковь, оладьи со сметаной

 

Чай с молоком

 

Воскресенье

Завтрак

Творожная запеканка со сметаной

 

Кофейный напиток с молоком/какао с молоком, батон с маслом

Обед

Бульон куриный с гренками (или лапшой)

 

Тушеная капуста, котлета куриная или отварная курица

 

Компот из сухофруктов

Полдник

Молоко, сдоба, бананы

Ужин

Каша пшенная молочная

 

Чай с молоком

 

Батон с вареньем

 

2 неделя

Суббота

Завтрак

Пудинг из печени или печень жареная

 

Каша рисово-пшенная

 

Кофейный напиток с молоком/какао с молоком, батон с маслом

Обед

Салат картофельный с зеленым горошком

 

Рассольник, хлеб

 

Овощное рагу, рулет мясной

 

Сок

Полдник

Молоко, гренки, фрукты

Ужин

Картофельное пюре, котлета рыбная

 

Чай, батон

 

Воскресенье

Завтрак

Омлет, манная каша

 

Кофейный напиток с молоком/какао с молоком, батон с маслом

Обед

Салат из квашеной капусты или соленых огурцов с растительным маслом

 

Суп фасолевый или гороховый, хлеб

 

Картофельное пюре, шницель мясной или гуляш

 

Компот из сухофруктов

Полдник

Чай с молоком, сдобная булочка, сырок творожный с изюмом

Ужин

Ленивые вареники со сметаной

 

Чай, батон, фрукты

свернуть

Культура питания

Культура питания  – целая наука,
которая необходима в современной жизни

   Культура питания в учреждении дошкольного образования — наука, необходимая в современной жизни. Фаст-фуд, который выглядит привлекательно в условиях вечной нехватки времени, так и норовит вытеснить здоровую пищу из нашего рациона. Это совсем не полезно для растущего детского организма. Поскольку дети проводят большую часть дня в детском саду, то именно на воспитателей ложится обязанность научить ребенка полезно, вкусно, красиво и, самое главное, аккуратно питаться.

     Уроки этикета начинаются уже в раннем возрасте. Ребенок учится не только правильно вести себя за столом, но и уверенно пользоваться столовыми приборами, быть опрятным и вежливым.

    Питание в детском саду, процесс его организации подчиняется одному простому правилу: дети привыкли все повторять друг за другом. Если ребенок до этого отказывался дома есть кашу, то будьте уверенны — в учреждении дошкольного образования она станет его чуть ли не любимым блюдом. Просто потому что все остальные дети с удовольствием уплетают ее за обе щеки.

    По аналогии: если какой-нибудь заводила в группе заскучает за столом и решит разнообразить процесс приема пищи разбрасыванием крошек или стучанием вилкой по столу, то воспитатель не успеет оглянуться, как и остальные дети последуют примеру сверстника.

     Необходимо рассказывать ребятам о том, как важно питание в детском саду, как важно себя вести прилично за столом — рассказывать в легкой и доступной форме, чтобы для детей эти правила поведения стали «золотыми». 

Формирование культурно-гигиенических навыков за столом

      По мере взросления ребенка его навыки поведения за столом совершенствуются. Зайти в  младшую и старшую группу, и вы не только увидите, но и услышите разницу. Малыши сидят абы как в силу своего возраста и неусидчивости, крошки раскиданы, пытаются болтать — не везде, конечно, но это типичная картина. В старшей группе дети сидят и спокойно едят, никто не болтает, не смеется. После еды вытираются салфеткой, благодарят помощника воспитателя и помогают дежурному убрать за собой посуду.

     У детей первой младшей группы (2-3 года) формируют навык: самостоятельно мыть руки перед едой, насухо вытирать их полотенцем; опрятно есть, держа ложку в правой руке; вытираться салфеткой после еды; благодарить после еды.

      У детей второй младшей группы (3-4 года) формируют навык: самостоятельно и аккуратно мыть руки с помощью мыла, насухо вытираться полотенцем, вешать полотенце на свое место; правильно пользоваться столовыми приборами; кушать аккуратно: не крошить хлеб, пережевывать пищу с закрытым ртом.

     Детей средней и старшей групп (4-5 лет, 5-7 лет) формируют умения: брать пищу небольшими порциями;
есть тихо; правильно пользоваться столовыми приборами (вилкой, ложкой, ножом); сидеть с прямой спиной; аккуратно составлять посуду после еды; относить за собой часть посуды.

Формы привития культуры питания

    Формы привития культуры питания в детском саду разнообразны. Одной из них является дежурство. Дежурным по столам выдают нарядную форму, состоящую из цветных фартучков. Все эта одежда хранится в «Уголке дежурного».

     Дежурить дети начинают со второй младшей группы, в конце учебного года. Дежурный помогает помощнику воспитателя накрыть на стол, за которым сам кушает. Воспитанник расставляет кружки, кладет салфетки, ложки, ставит хлебницы.

     В средней группе дети закрепляют навыки сервировки стола. Во втором полугодии обязанностей прибавляется: расставить блюдца, которые предварительно поставила на стол помощник воспитателя, вложить в салфетницу салфетки, убрать после еды хлебницы и салфетницы.

     В старшей группе дежурные могут самостоятельно сервировать стол и прибираться после приема пищи. В обязанности дежурных входит не только расстановка посуды, но и, например, складывание тканевых салфеток. Это занятие очень способствует развитию мелкой моторики руки.

       Серьезно дежурные относятся к объявлению меню, своего рода актерской мини-сценке. Ведь меню можно зачитать с выражением так, что дети, до сих пор не испытывавшие голод, захотят попробовать все блюда.

      Правильная и красивая сервировка стола, поднимает аппетит и создаёт доброжелательный настрой закрепить культурные навыки.

Детей  необходимо научить правилам поведения за столом, культурно-гигиеническим навыкам. Если мы взрослые личным примером будем демонстрировать здоровый образ жизни и культурное поведение, то и наши дети будут здоровыми и культурными.

свернуть