ПИТАНИЕ

Культура питания

Культура питания  – целая наука,
которая необходима в современной жизни

   Культура питания в учреждении дошкольного образования — наука, необходимая в современной жизни. Фаст-фуд, который выглядит привлекательно в условиях вечной нехватки времени, так и норовит вытеснить здоровую пищу из нашего рациона. Это совсем не полезно для растущего детского организма. Поскольку дети проводят большую часть дня в детском саду, то именно на воспитателей ложится обязанность научить ребенка полезно, вкусно, красиво и, самое главное, аккуратно питаться.

     Уроки этикета начинаются уже в раннем возрасте. Ребенок учится не только правильно вести себя за столом, но и уверенно пользоваться столовыми приборами, быть опрятным и вежливым.

    Питание в детском саду, процесс его организации подчиняется одному простому правилу: дети привыкли все повторять друг за другом. Если ребенок до этого отказывался дома есть кашу, то будьте уверенны — в учреждении дошкольного образования она станет его чуть ли не любимым блюдом. Просто потому что все остальные дети с удовольствием уплетают ее за обе щеки.

    По аналогии: если какой-нибудь заводила в группе заскучает за столом и решит разнообразить процесс приема пищи разбрасыванием крошек или стучанием вилкой по столу, то воспитатель не успеет оглянуться, как и остальные дети последуют примеру сверстника.

     Необходимо рассказывать ребятам о том, как важно питание в детском саду, как важно себя вести прилично за столом — рассказывать в легкой и доступной форме, чтобы для детей эти правила поведения стали «золотыми». 

Формирование культурно-гигиенических навыков за столом

      По мере взросления ребенка его навыки поведения за столом совершенствуются. Зайти в  младшую и старшую группу, и вы не только увидите, но и услышите разницу. Малыши сидят абы как в силу своего возраста и неусидчивости, крошки раскиданы, пытаются болтать — не везде, конечно, но это типичная картина. В старшей группе дети сидят и спокойно едят, никто не болтает, не смеется. После еды вытираются салфеткой, благодарят помощника воспитателя и помогают дежурному убрать за собой посуду.

     У детей первой младшей группы (2-3 года) формируют навык: самостоятельно мыть руки перед едой, насухо вытирать их полотенцем; опрятно есть, держа ложку в правой руке; вытираться салфеткой после еды; благодарить после еды.

      У детей второй младшей группы (3-4 года) формируют навык: самостоятельно и аккуратно мыть руки с помощью мыла, насухо вытираться полотенцем, вешать полотенце на свое место; правильно пользоваться столовыми приборами; кушать аккуратно: не крошить хлеб, пережевывать пищу с закрытым ртом.

     Детей средней и старшей групп (4-5 лет, 5-7 лет) формируют умения: брать пищу небольшими порциями;
есть тихо; правильно пользоваться столовыми приборами (вилкой, ложкой, ножом); сидеть с прямой спиной; аккуратно составлять посуду после еды; относить за собой часть посуды.

Формы привития культуры питания

    Формы привития культуры питания в детском саду разнообразны. Одной из них является дежурство. Дежурным по столам выдают нарядную форму, состоящую из цветных фартучков. Все эта одежда хранится в «Уголке дежурного».

     Дежурить дети начинают со второй младшей группы, в конце учебного года. Дежурный помогает помощнику воспитателя накрыть на стол, за которым сам кушает. Воспитанник расставляет кружки, кладет салфетки, ложки, ставит хлебницы.

     В средней группе дети закрепляют навыки сервировки стола. Во втором полугодии обязанностей прибавляется: расставить блюдца, которые предварительно поставила на стол помощник воспитателя, вложить в салфетницу салфетки, убрать после еды хлебницы и салфетницы.

     В старшей группе дежурные могут самостоятельно сервировать стол и прибираться после приема пищи. В обязанности дежурных входит не только расстановка посуды, но и, например, складывание тканевых салфеток. Это занятие очень способствует развитию мелкой моторики руки.

       Серьезно дежурные относятся к объявлению меню, своего рода актерской мини-сценке. Ведь меню можно зачитать с выражением так, что дети, до сих пор не испытывавшие голод, захотят попробовать все блюда.

      Правильная и красивая сервировка стола, поднимает аппетит и создаёт доброжелательный настрой закрепить культурные навыки.

Детей  необходимо научить правилам поведения за столом, культурно-гигиеническим навыкам. Если мы взрослые личным примером будем демонстрировать здоровый образ жизни и культурное поведение, то и наши дети будут здоровыми и культурными.

свернуть

Здоровое питание - залог здоровья детей!

   

Организация питания

Рациональное питание детей - необходимое условие обеспечения здоровья, устойчивости к действию инфекций и других неблагоприятных факторов, способности к обучению и работоспособности во все возрастные периоды.

В связи с этим организация рационов питания является одним из важных факторов профилактики заболеваний и поддержания здоровья детей, а обеспечение полноценного и безопасного питания воспитанников является приоритетным направлением работы учреждения.

Для воспитанников нашего учреждения дошкольного образования с 12-часовой режим пребывания организовано четырехразовое питание (завтрак, обед, полдник, ужин) в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН.

Питание различается в зависимости от сезона и подразделяется на периоды зимы-весны и лета-осени с ассортиментом блюд примерного 10-дневного меню.

За основу составления примерного 10-дневного меню положены среднесуточные нормы питания на одного ребенка в день. Так, для детей до трех суточная потребность калорийности составляет 1540 ккал, а детей старшего дошкольного возраста – 1900 ккал. Распределение калорийности суточного рациона по отдельным приемам пищи составляет: на завтрак 20–25 % калорийности от общей калорийности суточного рациона, обед – 30–35 %, полдник – 10–15 %, ужин – 20–25 %, домашний ужин – 15 %.

При составлении меню используется разработанная картотека блюд, где указана технология приготовления, температура подачи блюда, требования к качеству готового блюда, пищевая и энергетическая ценность, содержание минеральных веществ и витаминов.

В нашем учреждении дошкольного образования проводиться круглогодичная и ежедневная С-витаминизация третьих блюд (напитков) из расчета количества аскорбиновой кислоты на порцию согласно установленным Нормам питания.

В рационе детей ежедневно включена суточная норма молока, сливочного и растительного масла сахара, хлеба, мяса. Продукты, богатые белком (рыба, мясо), включаются в меню первой половины дня. Во второй половине дня детям предлагаются молочные и овощные блюда. Каждый день в меню включены овощи, как в свежем, так и вареном и тушеном виде.

Если ваш ребенок находится на лечебном (диетическом) питании, то в нашем учреждении дошкольного образования специально для него будет организовано диетическое питание на основании медицинской справки. В данной справке врач-педиатр должен указать, какие виды продуктов следует исключить из рациона питания ребенка и какими продуктами следует заменить.

Готовая пища выдается только после снятия пробы бракеражной комиссией и соответствующей записи в бракеражном журнале результатов оценки готовых блюд.

Организация питания детей нашего учреждения дошкольного образования находится на постоянном контроле у администрации.

свернуть

Методические рекомендации по организации питания в учреждениях образования в 2024/2025 учебном году

 В государственном учреждении образования "Колодищанский детский сад №4" созданы необходимые условия для того, чтобы обеспечить воспитанников рациональ­ным питанием.

       Соблюдаются правила кули­нарной обработки, технология изготовления пищи. Питание в дошкольном учреждении разнообразно за счет широкого ассортимента продуктов. С сотрудниками регулярно проводится методическая работа. Дети получают полноценное, сба­лансированное питание, соответствующее возрастным и физиологическим потребностям.

 

Питание оплачивается строго по лицевым счетам!

 

За ПИТАНИЕ ДЕТЕЙ в детском дошкольном учреждении:

 

Система расчёта ЕРИП → Образование и развитие → Отделы,управление образования → Минская область → ОУ Минского РИК → Питание в детских садах → Указать лицевой счёт ребёнка → Нажать слово "инфо" → Проверить данные ребёнка → Оплатить

 

Уважаемые родители!

На днях заместитель министра образования Беларуси Александр Кадлубай напомнил, что перед началом учебного года специалисты традиционно актуализируют методические рекомендации по организации питания в учреждениях образования. Вместе с тем ежеквартально проводится анализ денежных норм расходов на питание по средним ценам оптовых продаж на продукты питания, предоставляемых Белстатом.

Согласно постановлению правительства № 458 «Об изменении постановления Совета Министров Республики Беларусь от 27 апреля 2013 г. № 317», с 15 июля денежные нормы расходов на питание школьников и дошкольников выросли на 9–13 % в зависимости от вида учреждения, времени пребывания и возраста обучающихся.

По словам Александра Кадлубая, стоимость питания в учреждениях дошкольного образования увеличилась в среднем на 10%, в школах – на 11 %. Обучающимся всех категорий предоставляется единый рацион питания вне зависимости от формы оплаты.

При длительности пребывания в детском саду 10,5 часов родители платят:

  • на ребенка от 1 до 3 лет – 3,26 руб. в день (ранее – 2,96 руб.) – в месяц получается около 70 руб;
  • на ребенка от 3 до 6 лет – 4,24 руб. в день – около 90 руб. в месяц.

При длительности пребывания в саду 12 часов:

  • на ребенка от 1 до 3 лет – 4,16 руб. в день – около 90 руб. ежемесячно;
  • на ребенка от 3 до 6 лет – 5,14 руб. в день (ранее – 4,68 руб.) – примерно 110 руб. в месяц.

Денежные нормы расходов на питание в санаторных детских садах чуть выше:

  • на ребенка от 1 до 3 лет – 5,28 руб. в день;
  • на ребенка от 3 до 6 лет – 6,52 руб. в день (ранее – 5,93 руб.);
  • на ребенка от 3 до 6 лет (диета П) – 6,51 руб. в день.

Отметим, что в Беларуси родители оплачивают за питание детей 100 % от действующих денежных норм расходов на питание. Оплата производится ежемесячно не позднее 25 числа текущего месяца. При этом дни, когда дети не посещали дошкольное учреждение, не учитываются. Накануне родители должны письменно или устно сообщить воспитателям о предстоящем отсутствии ребенка.

В дошкольных учреждениях льготы в размере 30% получают семьи, у которых 2 ребенка посещают детский сад. Скидка распространяется на двух детей. Льготы в размере 50% положены для многодетного семейства, где воспитывается от 3-х детей возрастом до 18 лет. Скидку за каждого отдельного воспитанника получают опекуны, приемные мамы и папы, воспитатели детских домов семейного типа. Также к льготникам относятся семьи, проживающие в зоне радиоактивного загрязнения. Чтобы получить скидки, родителям необходимо представить руководителям учреждений ряд документов. Решение об освобождении от платы за питание либо ее снижении принимается в течение пяти дней со дня подачи заявления.

Так, преимущество дошкольного и школьного питания – в его диетическом характере. Из рациона исключены все комбижиры, используются только сливочное и растительное масла. Кроме того, запрещены изделия во фритюре, костные бульоны, все острые приправы и уксус. Приветствуются щадящие методы приготовления пищи: тушение, варение, приготовление на пару.

свернуть

Консультация врача "Правильное питание - залог здоровья детей дошкольного возраста"

Правильное питание - залог здоровья

детей дошкольного возраста

   Среди множества разнообразных факторов, постоянно действующих на развитие детского организма и его здоровье, важнейшая роль принадлежит питанию. Характер питания в раннем детстве накладывает отпечаток и влияет на дальнейшее развитие ребенка и его состояние здоровья не только в детско-подростковом возрасте, но и во взрослой жизни.

Что понимается под правильным питанием и каким оно должно быть для ребенка дошкольного возраста?

Правильное, или рациональное питание – это такое питание, которое обеспечивает укрепление и улучшение здоровья, физических и духовных сил человека, предупреждение и лечение заболеваний. Одним словом, правильное питание – это здоровое питание

Питание ребенка дошкольного возраста должно быть:

Во-первых, полноценным, содержащим в необходимых количествах белки, жиры, углеводы, минеральные вещества, витамины, воду.

Во-вторых, разнообразным, состоять из продуктов растительного и животного происхождения. Чем разнообразнее набор продуктов, входящих в меню, тем полноценнее удовлетворяется потребность в пище.

В-третьих, доброкачественным - не содержать вредных примесей и болезнетворных микробов. Пища должна быть не только вкусной, но и безопасной.

В-четвертых, достаточным по объему и калорийности, вызывать чувство сытости. Получаемое дошкольником питание должно не только покрывать расходуемую им энергию, но и обеспечивать материал, необходимый для роста и развития организма.

Характеристика основных компонентов пищи

Белки – занимают особое значение, так как без них не может осуществляться построение основных элементов органов и тканей. Они не могут быть заменены другими пищевыми веществами.

Источниками белка являются мясо, рыба, молоко и молочные продукты, яйца (животные белки), а также хлеб, крупы, бобовые и овощи (растительные белки). Недостаток в рационе ребенка белков не только замедляет нормальный рост и развитие, но и влияет на функцию головного мозга и работу иммунной системы организма. Поэтому белки должны постоянно включаться в рацион дошкольников и школьников.

Жиры – это источник энергии, принимают участие в обмене веществ, способствуют выработке иммунитета. Источники жиров - масло сливочное и растительное, сливки, молоко, молочные продукты (сметана, творог, сыр), а также мясо, рыба и др.

Углеводы – основной источник энергии, способствует усвоению в организме белков и жиров. Содержатся в свекловичном, тростниковом сахаре, меде, ягодах, фруктах. Они быстро усваиваются в организме и обеспечивают поддержание сахара в крови. Сложные углеводы содержатся в муке, картофеле, овощах в виде крахмала.

Избыточное же количество углеводов ведет к нарушению обмена веществ.

Большое значение в рационе питания имеет вода, так как без нее не могут происходить жизненные процессы. В сутки для ребенка необходимо около полутора литров воды.

Минеральные соли и микроэлементы являются строительным материалом для органов, тканей, клеток и их компонентов. Обеспечить их поступление в организм особенно важно в период активного роста и развития ребенка.

Минеральные вещества делят на две группы в зависимости от содержания в организме: макроэлементы, или минеральные соли (натрий, калий, кальций, фосфор, магний, хлориды, сульфаты и др.) и микроэлементы (железо, медь, цинк, хром, марганец, йод, фтор, селен и др.). Содержание макроэлементов в организме может составлять до 1 кг. Микроэлементы не превышают десятков или сотен миллиграммов. Наибольшее количество микроэлементов и минеральных веществ содержится в следующих продуктах:

- кальций и фосфор - в молоке и кисломолочных продуктах, рыбе, яйцах, бобовых;

- магний - в различных злаковых (хлеб, крупы, бобовые);

- железо – в печени (свиная и говяжья), овсяной крупе, персиках, яичном желтке, рыбе, яблоках, зелени, изюме.

Витамины - в суточном рационе должно быть достаточное количество всех витаминов. Витамины необходимы для нормального течения биохимических реакций в организме, усвоения пищевых веществ, роста и восстановления клеток и тканей. Овощи, фрукты, ягоды являются богатым источником минеральных солей и витаминов. Однако в процессе кулинарной обработки эти вещества в значительной мере утрачиваются. Поэтому детям следует давать больше овощей, фруктов и ягод в сыром виде и обогащать витаминами готовые блюда, добавляя в них сырые соки и зелень.

Организация питания, рацион, режим и примерное меню

В соответствии с принципами организации питания детей дошкольного возраста, рацион должен включать все основные группы продуктов.

Из мяса предпочтительнее использовать нежирную говядину или телятину, курицу или индейку. Менее полезны колбасы, сосиски и сардельки. Субпродукты служат источником белка, железа, ряда витаминов и могут использоваться в питании детей.

Рекомендуемые сорта рыбы: треска, минтай, хек, судак и другие нежирные сорта. Соленые рыбные деликатесы и консервы рекомендуется включать в рацион лишь изредка.

Молоко и молочные продукты занимают особое место в детском питании. Это богатый источник легкоусвояемого белка, кальция, фосфора и витамина В2.

Фрукты, овощи, плодоовощные соки содержат углеводы (сахара), некоторые витамины, микроэлементы, а также такие полезные вещества, как пектин, клетчатка, пищевые волокна и другие. Эти продукты улучшают работу органов пищеварения, предотвращают возникновение запоров.

Необходимы хлеб, макароны, крупы, растительные и животные жиры, особенно гречневая и овсяная крупы. Растительное масло как приправа к салатам позволяет усваиваться многим полезным веществам, содержащимся в овощах.

Всего в день ребенок 4-6 лет должен получать: белков и жиров около 70 г, углеводов около 280 г, кальция 900 мг, фосфора 1350 мг, магния 200 мг, железа 12 мг, цинка 10 мг, йода 0,08 мг, витамина «С» 50 мг. Интервалы между приемами пищи должны быть не более 3,5-4 часов.

Важным условием является строгий режим питания, который предусматривает не менее 4 приемов пищи. Причем 3 из них должны обязательно включать горячее блюдо. При этом на долю завтрака приходится приблизительно 25% суточной калорийности, на долю обеда 40%, полдника - 15%, ужина - 20%.

Завтрак

ребенку необходимо давать каши, яичные или творожные блюда, мясо, рыбу, чай или кофейный напиток с молоком, хлеб с маслом, сыром.

Обед

должен содержать овощной салат, мясной, куриный или рыбный бульон с овощами, крупами, второе блюдо из мяса, птицы или рыбы с гарниром и десерт в виде киселя, компота, напитка, свежих фруктов или ягод, фруктового пюре.

Полдник

ребенок должен выпивать стакан молока, кефира или простокваши, съедать печенье, ватрушку или булочку, фрукты.

Ужин

лучше давать овощные или крупяные блюда в зависимости от завтрака; мясные и рыбные блюда, особенно в жареном виде, давать не следует.

В то же время некоторые продукты крайне нежелательны в рационе дошкольника. Не рекомендуются: копченые колбасы, консервы, жирные сорта мяса, некоторые специи: перец, горчица и другие острые приправы. Для улучшения вкусовых качеств лучше положить в пищу петрушку, укроп, сельдерей, зеленый или репчатый лук, чеснок. Последние, кроме того, обладают и способностью сдерживать рост болезнетворных микробов. Вкус пищи можно значительно улучшить, если использовать некоторые кислые соки (лимонный, клюквенный), а также сухофрукты

Из напитков предпочтительнее употреблять чай некрепкий с молоком, кофейный напиток с молоком, соки, отвар шиповника. Необходимо исключить любые газированные напитки из рациона дошкольников. В качестве сладостей рекомендуется пастила, зефир, мармелад, мед, джем, варенье.

Результаты оценки качества питания детей дошкольного возраста и блиц-опросы родителей показывают, что многие дети недополучают в своем ежедневном рационе йодированную соль, молоко и кисломолочные продукты, рыбу и рыбные продукты, мясо и мясные продукты. Зато ежедневное потребление кондитерских и хлебобулочных изделий составляет 80% от общего рациона.

Часто дети предпочитают вместо каши есть пиццу, чипсы; вместо горячих блюд из мяса и рыбы – сосиски, колбасы. Дети не желают есть то, что полезно и необходимо для их здоровья, а родители нередко потакают им в этом и не всегда заботятся об организации правильного и рационального питания своих малышей в домашних условиях.

Рекомендации родителям по питанию маленьких детей

Правильное питание дошкольника целиком и полностью зависит от родителей.

Прежде всего необходимо знать и помнить, что питание ребенка дошкольного возраста должно заметно отличаться от рациона родителей.

Нежелательна термическая обработка продуктов путем жарения, лучше готовить блюда на пару или запекать.

Ежедневное меню дошкольника не должно содержать блюда, сходные по своему составу. Например, если на завтрак предлагается каша, то на ужин лучше дать овощное блюдо.

Если Ваш ребенок посещает детский сад, где получает четыре раза в день необходимое по возрасту питание, то домашний рацион должен дополнять, а не заменять рацион детского сада. С этой целью родители, ознакомившись с меню, дома должны дать малышу именно те продукты и блюда, которые он недополучил днем.

Завтрак до детского сада лучше исключить, иначе ребенок будет плохо завтракать в группе. В крайнем случае можно напоить его кефиром или дать яблоко. В выходные и праздничные дни лучше придерживаться меню детского сада.

Когда малышу исполнилось 3 года, самое время начинать учить его правильному поведению за столом.

  • Ребенок должен сидеть прямо, не опираясь во время еды локтями на стол, не расставляя их широко в стороны. Уметь правильно пользоваться ложкой.
  • Пользуясь столовым ножом, держать его в правой руке, а вилку - в левой. Взрослые должны приучить ребенка не нарезать всю порцию сразу, а отрезав кусочек, съесть его и лишь потом отрезать следующий.
  • Необходимо, чтобы у малыша выработалась привычка жевать не спеша, с закрытым ртом. Если у него плохой аппетит, недопустимо развлекать его во время еды, разрешать смотреть телевизор или обещать вознаграждение за то, что он все съест. Подобные поощрения нарушают пищеварительный процесс, а аппетит не улучшают вовсе.
  • Принимать пищу в спокойном состоянии (это относится не только к шестилеткам!). Надо избегать ссор и неприятных разговоров за столом - это тоже ухудшает процесс пищеварения и снижает аппетит.
  • Не следует давать малышу еды больше, чем он сможет съесть. Лучше потом положить чуточку добавки.
  • Малыш должен знать, что из-за стола можно выйти, окончив трапезу, только с разрешения старшего (но, конечно, не с куском хлеба или другой пищей в руках). Он обязательно должен поблагодарить присутствующих, задвинуть стул, убрать за собой посуду, помыть руки (так же, как и перед едой) и сполоснуть рот.

Помните! Ребенок очень быстро усвоит все эти правила,

если перед его глазами будет пример взрослых.

 

Соблюдение перечисленных рекомендаций будет способствовать тому, чтобы Ваш ребенок вырос здоровым

 

-я городская
поликлиника
г. Минск, ул. Я. Лучины, 28

Регистратура взрослая

свернуть

СЕМЬ ПРАВИЛ ЗДОРОВОГО ПИТАНИЯ

СЕМЬ ПРАВИЛ ЗДОРОВОГО ПИТАНИЯ

 

1. Пища должна быть привлекательна и ароматна.

2. Голод утоляют не сладкой пищей, а продуктами, содержащими белок (творог, молоко и т. д.)

3. Любой прием пищи начинать с овощей или фруктового сока.

4. Выпивать перед ночным сном полстакана кефира.

5. Утром, если до завтрака в детском саду более 1,5 часов можно съесть яблоко, салат или полчашки сока.

6. Не применять пищевое насилие, ребенок должен есть, если голоден!

7. Не выражать вслух негативное отношение к продуктам питания.

                                   

 

ПОМНИТЕ:

«ЗДОРОВЫЙ РЕБЕНОК – ЭТО СЧАСТЛИВАЯ СЕМЬЯ!»

свернуть

ВСЕ, ЧТО НАДО ЗНАТЬ О ПИТАНИИ В УЧРЕЖДЕНИИ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ. ДЛЯ ВАС, УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ

Уважаемые родители!

Информация об организации питания в нашем учреждении

 

Информационный сборник технологических карт блюд и изделий (edu.gov.by)

 

Сборник технологических карт блюд и изделий для детей

раннего и дошкольного возраста

 

 

https://pravo.by/novosti/novosti-pravo-by/2023/august/75190/

Увеличены нормы расходов на питание детей в детских садах и школах
Источник: 
https://pravo.by/novosti/novosti-pravo-by/2023/august/75190/ – Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь

 

Оплата родителей (законных представителей) за питание детей в учреждениях дошкольного образования:

взимается в размере 100  процентов от действующих денежных норм расходов на питание в день на одного воспитанника в зависимости от возраста детей, вида и режима работы дошкольного учреждения.

не взимается:

- с родителей (законных представителей) детей-инвалидов, детей, страдающих онкологическими заболеваниями, больных туберкулезом, инфицированных вирусом иммунодефицита человека, получающих дошкольное образование, специальное образование на уровне дошкольного образования;

- с членов семей лиц, перечисленных в подпунктах 12.2 и 12.3 пункта 12 статьи 3 Закона Республики Беларусь от 14 июня 2007 года «О государственных социальных льготах, правах и гарантиях для отдельных категорий граждан» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2007 г., № 147, 2/1336).

снижается на 50 процентов для семей:

- для семей, имеющих трех и более детей в возрасте до 18 лет;

- для семей, проживающих на территории радиоактивного загрязнения в зоне последующего отселения, в зоне с правом на отселение и в зоне проживания с периодическим радиационным контролем;

- для опекунов, приемных родителей, родителей -воспитателей детских домов семейного типа, детских деревень (городков).“;

снижается на 30 процентов:

- для семей, имеющих двух детей, получающих дошкольное образование, специальное образование на уровне дошкольного образования.

Оплата питания детей в  учреждениях дошкольного образования осуществляется родителями (законными представителями) ежемесячно не позднее 25-го числа текущего месяца.

 Родители (законные представители), имеющие право на освобождение от платы за питание детей либо ее снижение, подают в дошкольное учреждение следующие документы:

  • заявление;
  • удостоверение многодетной семьи – для семей, в которых воспитываются трое и более детей в возрасте до 18 лет;
  • справку о том, что гражданин является обучающимся, – для семей, в которых воспитываются двое детей, получающих дошкольное образование, специальное образование на уровне дошкольного образования;
  • удостоверение на право представления интересов подопечного – для опекунов, приемных родителей, родителей -воспитателей детских домов семейного типа, детских деревень (городков).“

Ответственность за достоверность сведений и документов, представленных для освобождения от платы за питание детей либо ее снижения, несут родители (законные представители).

Если достоверность представленных документов вызывает сомнение, руководитель дошкольного учреждения вправе направить соответствующий запрос в организации, выдавшие эти документы.

Освобождение от платы за питание детей или ее снижение осуществляется на основании приказа руководителя дошкольного учреждения.

При расчете платы за питание детей не учитываются дни, когда дети не получали питания по причине их отсутствия в дошкольном учреждении. Родители (законные представители) воспитанника обязаны накануне письменно либо устно уведомить педагогических работников дошкольного учреждения о предстоящем отсутствии ребенка.

 

 

свернуть

"ШКОЛА ЗДОРОВОГО ПИТАНИЯ" НЕСКОЛЬКО УРОКОВ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Консультационной блок для законных представителей —

«Школа здорового питания».

Еда за красиво сервированным столом, подаваемая улыбающейся мамой, — это тот образ, к которому нужно стремиться и который будет сопровождать ребёнка по жизни, давая ему силы и надежду.

Как на учить родителей не только готовить полезную пищу, но и её преподносить, украшать стол — это большая наука.

Данная форма работы представляет  теоретические рекомендации для родителей на сайте нашего учреждения.

Школа здорового питания состоит из нескольких частей:

сервировка стола, «Маленькие хитрости», «Уроки экономии».

 УРОК 1   "ЗАВТРАК"

   Часто мы слышим от мам, что ребёнок утром отказывается завтракать, капризничает. Давайте устроим своим домашним сюрприз хотя бы в выходные дни. Ведь за красиво накрытым столом проявляется хорошее настроение и человек настраивается на позитивный лад.

Поговорим о маленьких хитростях.

Проветрите утром кухню. на стол положите салфетки на каждого члена семьи. На салфетку поставь те закусочную тарелку, наискосок справа — блюдце с чашкой, чайную ложку на блюдце. Вилку — слева от тарелки, ложку — справа. Если к завтраку нужны только вилка и нож, то вилку кладите слева, нож — справа от тарелки. завтракайте в спокойной обстановке.

Постарайтесь не включать телевизор, ведите беседу со своим ребёнком.

Привлекайте его внимание к продуктам, стоящим на столе.

«Маленькие хитрости»

Проследите за своим ребёнком, как он пьёт молоко. Его нужно пить медленно и маленькими глотками, в обратном случае, попа дая в желудок и подвергаясь действию кислого желудочного сока, оно свёртывается трудно перевариваемыми кусками. и ещё одна хитрость. Молоко лучше других продуктов снимает усталость, по тому что очень быстро всасывается в кровь.

«Урок экономии»

125 г сухарей, 500 г спаржи, 100 г сливочного масла, 2 яйца, соль.

Спаржу отварить в подсоленной воде. Охладить, смочить в яйце и запанировать в молотых сухарях. Тушить до готовности.

         УРОК 2  "ОБЕД"

 Хотим рассказать о том, как сервировать стол к обеду.

На стол поставьте две тарелки: сначала большую мелкую, а на неё глубокую суповую. С правой стороны положите столовый нож лезвием к тарелке и ложку углублением вверх. Столовую суповую ложку можно положить и за тарелкой ручкой вправо. С левой стороны — вилку зубца ми кверху, за ней ставят тарелочку для хлеба.

Всю эту сервировку вам поможет сделать ребёнок. Тем более навыки у него есть. Обращайте его внимание на то, как важно принимать пищу за красивым столом. Далее раскладываете чайные ложки, располагая их рядом с посудой или за ней ручкой направо. Когда суп съеден, вместо суповой тарелки ставят большую мелкую. После того как убрана вся посуда — подавайте десерт.

«Маленькие хитрости»

Мойте крупу под струёй холодной воды. Не замачивайте её заранее, так как она теряет вкус. Гречневую и манную крупу перед приготовлением поджарьте на сковороде — будет вкуснее.

«Урок экономии»

Хлебный суп с луком и гренками

На 100 г пшеничного чёрствого хлеба, варенного мяса и лука, 50 г масла растительного, 1 яйцо, 20 г зелени петрушки, перец чёрный молотый, соль, 1 л бульона.

В бульон опустить мелко на резанный лук, соль, перец, нарезанное кубиками варенное мясо. Довести до кипения и ввести взбитое яйцо. Суп сразу снять с огня, разлить в тарелки или чашки, посыпать зеленью, положить поджаренные на масле кубики бе лого хлеба.

Игра

Составление двух коллажей. Ка кая пища полезная, а какая нет?

                             УРОК 3  "ПРАЗДНИЧНЫЙ СТОЛ"                  

Праздничный стол начинается с подбора скатерти.

Хорошо выглядит белоснежная льняная скатерть, но теперь всё чаще пользуются скатертями из различных цветных легко стирающихся материалов. Можно подобрать цветные скатерти ярких, сочных или мягких па стельных тонов.

Скатерть должна свешиваться за край стола на 35 см, салфетки для торжественного стола должны быть большого размера (35х35—45х45) и подходить к скатерти и посуде. Если стол накрыт двойной скатертью, то салфетки подберите такого же цвета, как и основная скатерть.

Сложенные салфетки кладут на закусочные тарелки или слева от них. Накрывая на стол, подумайте о цветах. Не рекомендуется ставить большие букеты и цветы с резким запахом.

Тарелки ставьте на таком расстоянии одна от другой, чтобы при еде было свободно сидеть. По суду на столе расставляйте также, как для обеда.

Но вот на что следует обратить внимание!

Принято, чтобы на лучшие места садились хозяева. По правую руку от хозяйки усаживайте самого почётного гостя, а по левую руку от хозяина — самую почётную гостью. На салфетки можно положить карточки с именами гостей или хозяйке самой указывать места. А ещё не забывайте, что каждому приёму гостей присущ и воспитательный момент. Чем красивее он организован, чем аккуратнее на крыт стол, тем больше эстетического удовольствия доставляет он гостям.

«Маленькие хитрости»

Чтобы картофель получился рассыпчатым и вкусным, надо залить его подсоленным кипятком и по ставить на большой огонь. При его обработке пользуйтесь ножом из нержавеющей стали, т.к. витамин С разрушается от соприкосновения с железом.

«Урок экономии»

1 л воды, 20 г чая, 1 лимон, 60— 100 г сахара.

Довести до кипения воду, залить этим кипятком чай. Через 5—6 мин процедить, добавить сок лимона и сахар. горячим разлить по стаканам. Получился недорогой напиток, который в прохладный вечер поднимет настроение всей семье.

УРОК 4  "ПРАВИЛЬНОЕ ПИТАНИЕ"

Каждая мама знает, что питанию принадлежит первостепенная роль в сохранении здоровья ребёнка, а рациональное питание — одно из прекраснейших лечебных средств.

В чём его польза?

В детский организм должны поступать растительные жиры — подсолнечное и кукурузное масло. Основную часть углеводов составляют крупы, хлеб, макаронные изделия, овощи и фрукты. Особое внимание необходимо уделять овощам и фруктам, поскольку они содержат витамины, минеральные соли, пектины, пищевые волокна и клетчатку.

Всё это известно каждой маме, поэтому мы хотим остановиться на таком вопросе, как органолептическая оценка пищи.

Что же это значит?

Прежде чем поставить блюдо на стол, мы невольно осматриваем его внешний вид и вдыхаем запахи. Так вот органолептическая оценка начинается с осмотра внешнего вида блюда. Затем мы должны определить запах, т.к. этот показатель очень важен. Как хозяйки вы должны знать, что запах бывает чистым, свежим, ароматным, пряным, пригорелым и др. Также оцениваем и консистенцию продуктов, при прожёвывании пищи — её жёсткость, сочность, нежность, а также рассыпчатость, прилипаемость и т.д. Последнее, на что мы должны обратить внимание, — вкус пищи. Он может быть горьким, солёным, сладким, кислым. Такая оценка не займёт много времени, зато позволит избежать многих неприятных и опасных ситуаций.

«Маленькие хитрости»

Если добавить в сметану немного молока, она не свернётся в супе, соусе. Чтобы сметана лучше взбивалась, в неё следует добавить не много сырого яичного белка.

«Урок экономии»

Гренки с ветчиной и спаржей

150 г хлеба пшеничного, 150 г ветчины, 500 г спаржевой фасоли, 100 г сыра, 60 г масла сливочно го, 90 г помидоров, лук зелёный, спаржа.

Желаем вам успехов!

 

 

свернуть

МАЛЕНЬКИЕ ХИТРОСТИ ДЛЯ СЛАСТЁН

                                   Маленькие хитрости для сластён


Как можно привлечь внимание ребёнка к вкусной и полезной пище, чем заменить чипсы, чупа-чупсы, газировку?

Эти вопросы чаще других задают наши родители.

Нам есть, что им предложить.

                            

Изумительные конфетки

Изюм и грецкие орехи прокрутите через мясорубку. из массы сформуйте шарики и обваляйте их в вафельной крошке, в сахарной пудре или в кокосовой стружке. По ложите в вазочку. Это самый простой вариант. Если вы добавите в рецепт черно слив, мёд, сгущёнку — думаем, хуже не будет.

Конфеты из яблок и орехов

1 кг яблок, 500 г сахара, по 100 г ядер орехов (миндаля, грецких), 150 г воды.

 Яблоки измельчите на тёрке, уварите с сахаром до густоты пюре, добавьте орехи. Снова вари те до густой консистенции. После этого массу раскатайте в толстый слой, нарежьте прямоугольниками конфеты, обсыпьте их сахарной пу дрой. Вкус — замечательный!

Фруктово-овощное печенье

5 долек сухих яблок, 1 ст.л. мор кови, 2 ст.л. свёклы, 100 г печенья,

джем. яблоки пропустите через мясо рубку, морковь, свёклу натрите на мелкую тёрку, измельчите печенье, добавьте джем. Скатайте шарики, обваляйте в печенье и запеките в духовке. После готовности посыпь те сахарной пудрой.

Яблочный морс

На 1 л воды: 1,5 кг яблок и пол стакана сахарного песка (если ябло ки очень кислые, то побольше).

натрите яблоки на крупной тёр ке, отожмите сок. Массу залейте го рячей водой, варите 10—15 минут, дайте настояться в течение получа са, процедите, затем добавьте сахар, сок и ещё раз процедите.

Черничный морс

На 2 стакана черники: полстакана сахарного песка, 1 л воды.

Чернику переберите, разомните и отожмите. Полученный сок пере лейте в стеклянную банку, накрой те крышкой и поставьте в холодное место. Выжимки залейте горячей водой, прокипятите (10—12 минут) и процедите, а отвар смешайте с ра нее полученным соком и добавьте сахарный сироп. Подавайте морс в охлаждённом виде.

Коктейль «Красная Шапочка»

1 кг моркови натереть на мел кой тёрке,

Залить половиной ста кана воды, оставить на 2 часа. за тем отжать через марлю, добавить клюквенный сок (около стакана), сок одного лимона или пол чайной ложки лимонной кислоты, сахар добавить по вкусу, взбить венчиком.

Коктейль «Чебурашка»

4—5 ч.л. земляничного варенья, 1 стакан холодного молока, 20 г сли вочного мороженого, 20 г шоколада, натёртого на тёрке.

Положить в миксер мороженое, земляничное варенье, влить холод ное молоко и взбить, чтобы смесь хорошо вспенилась. Перед подачей на стол в бокал с коктейлем сверху положить взбитые сливки, посы пать тёртым шоколадом.

Ореховый напиток

На 1 л напитка: 250 г очищенных грецких орехов, 0,8 л молока, до 120 г сахарного песка.

Растворите в горячем молоке сахар, добавьте толчёные орехи. Варите 10—12 минут на слабом огне и охладите.

Кисель «Слоёный»

Для молочного киселя: 320 г мо лока, 4 ч.л. сахарного песка, 1 ст.л. крахмала. Для ягодного киселя: 80 г сока ягод, 3 ст.л. сахара, 1 ст.л. крахмала.

В формочки или вазочки, смоченные водой, налейте слой молочного киселя и хорошо его охладите. Потом налейте охлаждённый, но не до конца, загустевший кисель из сока ягод (смородины, клубники, малины, ежевики) и вновь охлади те. Подавайте со взбитой сметаной, посыпав сверху орехами.

 

 

свернуть

МЕНЮ ВЫХОДНОГО ДНЯ. ДЛЯ ВАС, УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ

 

МЕНЮ ВЫХОДНОГО ДНЯ

Особый интерес у родителей вызывают меню выходного дня и домашнего ужина, которые, как правило, составляет специалист (медицинская сестра) учреждения, пользуясь примерным десятидневным меню для дошкольных учреждений.
На ужин мы рекомендуем такие продукты, которые ребёнок не получал в детском саду, а питание в выходные — строить, ориентируясь на тот набор продуктов, который предусмотрен в дошкольных учреждениях. Один из важных моментов, которому уделяем много внимания, — разъяснительная работа с родителями о том, чтобы утром до прихода в дошкольное учреждение ребёнка не кормили, так как это нарушит режим питания, приведёт к снижению аппетита. Но, вместе с тем, если ребёнка приходится приводить в детский сад очень рано, ему можно дать стакан кефира, молока с небольшим кусочком хлеба или какие либо фрукты.

В выходные дни питание детей также должно быть 4-х разовым, сбалансированным с соблюдением распорядка дня. Предлагаем вам примерное меню выходного дня для детей до шести лет.

Вариант 1

Время

Рекомендованные блюда

 

Завтрак

Каша геркулесовая молочная 180

Бутерброд с маслом и сыром 30/5/5

Чай с молоком 200

Обед

Салат из капусты с морковью 50

Суп картофельный с зелёным горошком 200

Запеканка картофельная с мясом 200

Сок томатный 200

Хлеб ржаной 6

Полдник

Пирожок с повидлом 60

Кефир 200

Ужин

Вареники ленивые с маслом 180/5

Кисель из плодового концентрата 200

Яблоко

Вариант 2

Время

Рекомендованные блюда

 

Завтрак

Каша пшённая молочная с маслом 200/5

Бутерброд с маслом 40/5

Кофейный напиток с молоком 200

Обед

Салат из капусты с чесноком 50

Борщ с капустой и картофелем 200/5

Биточки из говядины 70 гарнир:

капуста, тушенная с яблоками 130

Компот из кураги 200

Хлеб ржаной 60

Полдник

Фрукты свежие 60

Ватрушка с повидлом 60

Молоко 200

Ужин

Пудинг творожный с изюмом и соусом молочным сладким 150/50

Булочка 30

Чай с молоком 200

Вариант 3

Время

Рекомендованные блюда

 

Завтрак

Запеканка манная с яблочным соусом 150/50

Бутерброд с маслом 30/5

Кофейный напиток с молоком 200

Обед

Сельдь с гарниром 50

Суп картофельный с горохом 200

Котлета из говядины 70

Картофельное пюре 130

Компот из сухофруктов 200

Полдник

Печенье 40

Молоко 200

Ужин

Рыба тушенная в томате с овощами 140

 Хлеб пшеничный 30

Чай с лимоном 200

 

 

свернуть

Рекомендации для родителей в адаптационный период детей раннего возраста

Чтобы ваш ребёнок привыкал к детскому саду безболезненно, а приём пищи не был мучительным, рекомендуем следующее:

1. За месяц до поступления ребёнка в учреждение дошкольного образования, придерживайтесь дома режимных требований данного учреждения;
завтрак — в 8.15, обед — в 12.00, сон — с 13.00 до 15.00.

Заранее ознакомьтесь с меню, по возможности готовьте дома некоторые блюда,
включая их полный набор: первое, второе, третье.


2. На что нужно обращать внимание во время еды:
* Последовательность блюд должна быть постоянной.
* Перед ребёнком можно ставить только одно блюдо.
* Блюдо не должно быть ни слишком горячим, ни холодным.
* Полезно класть пищу в рот не большими кусочками, хорошенько пережёвывать.
* Не надо разговаривать во время еды.
* Рот и руки — вытирать бумажной салфеткой.


3. Чего не следует допускать во время еды:
* Громких разговоров и звучания музыки.
* Понуканий, поторапливания ребёнка.
* Насильного кормления или докармливания.
* Осуждения малыша за неосторожность, неопрятность, неправильное использование столовых приборов.
* Неэстетичной сервировки стола, некрасивого оформления блюд.


4. После окончания еды малыша нужно научить полоскать рот.

  Даже при успешном периоде адаптации  малыша, педагог не останавливается на достигнутом. Далее, на следующем этапе, на помощь приходят самые различные формы взаимодействия с родителями(законными представителями): наглядная информация, индивидуальная работа, дегустации, мастер-классы, дни открытых дверей, презентации и другие формы работы. 

  Одной из таких форм работы стал наш консультационный блок целью которого является улучшение организации детского питания, совершенствование работы по формированию у детей культуры здорового питания, оказания теоретической помощи родителям в вопросах здорового питания. Темы консультационного блока  определяются как предложениями учреждения, так и запросами родителей наших воспитанников.  Для родителей разрабатываются консультации, буклеты по таким вопросам как: «Какая пища нужна мозгу»; «Каким продуктам отдать предпочтение», «Если у вашего ребёнка аллергия?», а также «Стоит ли насильно заставлять ребёнка кушать?» и многое другое.
Особый интерес у родителей вызывают меню выходного дня и домашнего ужина, которые, как правило, составляет диетсестра, пользуясь примерным десятидневным меню для дошкольных учреждений.
На ужин мы рекомендуем такие продукты, которые ребёнок не получал в детском саду, а питание в выходные — строить, ориентируясь на тот набор продуктов, который предусмотрен в дошкольных учреждениях. Один из важных моментов, которому уделяем много внимания, — разъяснительная работа с родителями о том, чтобы утром до прихода в дошкольное учреждение ребёнка не кормили, так как это нарушит режим питания, приведёт к снижению аппетита. Но, вместе с тем, если ребёнка приходится приводить в детский сад очень рано, ему можно дать стакан кефира, молока с небольшим кусочком хлеба или какие либо фрукты.

 

свернуть

ЗАВТРАК, ОБЕД И УЖЕН-ДЕТЯМ ОЧЕНЬ НУЖЕН!

            Организация полноценного питания детей — это сложный, многогранный и достаточно трудоёмкий процесс. Здоровое питание является основой для жизнедеятельности. именно в дошкольном возрасте уровень состояния здоровья ребёнка, успешность его физического развития во многом определяются качеством
питания.

  Недостаточно обеспечить ребёнка необходимым полноценным, сбалансированным питанием в учреждении дошкольного образования.

Большое значение имеет и правильная организация его в семье. Если нет чёткой преемственности в питании между дошкольным учреждением и семьёй, то работа детского сада в этом направлении теряет всякий смысл.

Именно поэтому мы решили, что очень важно создать единое оздоровительное пространство в питании детей дома и в детском саду. Каждый родитель получает конкретные рекомендации по организации питания ребёнка дома, в период его подготовки к поступлению в детский сад, где советуем максимально приблизить режим его питания и меню к условиям детского сада.

 Анкетирование и беседы с родителями наших воспитанников показали, что в семьях очень редко обсуждаются вопросы правильного питания. Достаточно большой процент опрошенных родителей имеет очень смутное представление о пищевой ценности продуктов, о связи питания и здоровья, некоторые насильно кормят детей дома, многие считают, что достаточно того, что дошкольное учреждение уделяет этому вопросу слишком много внимания.

Вместе с тем, есть родители, которые имеют хорошие теоретические знания о здоровом детском питании, но не могут перевести их на практику. Объясняют это большой занятостью, неумением готовить и другими причинами. Анализ полученных данных показал, что большинство родителей хотят больше знать о здоровом питании. Поэтому было принято решение, что пропаганду здорового питания необходимо начинать ещё до того, как мама впервые приведёт своего малыша в учреждениие дошкольного образования — это первый этап работы нашего детского сада с семьёй в данном направлении.  

Ещё до поступления ребёнка в детский сад мамам будущих воспитанников необходимо ознакомиться с распорядком дня, питания, с меню учреждения. Каждому родителю необходимо получить конкретные рекомендации по организации питания ребёнка дома, в период его подготовки к поступлению в детский сад.  Мы советуем максимально приблизить режим его питания и меню к условиям детского сада.

 Организация памяток, консультаций и рекомендация на тему «Питание детей от 3 до 7 лет» является помощником для родителей в нашем учреждении.  Мы представляем вниманию родителей блюда, рекомендуемые для детей дошкольного возраста: суфле, запеканки, пудинги, салаты, каши и др. 

Далее работа воспитателя дошкольного образования по формированию у воспитанников основ правильного питания проходит длительный и трудоемкий путь.

 Мы предлагаем ребёнку свою помощь: 

показываем, что готовы покормить его так же спокойно и ласково, как мама, что не будем настаивать на том, чтобы он доел всё или ел то, что ему не нравится. Ведь у каждого свои привычки, и нам приходится считаться с ними. Т таких случаях педагоги мы идут на компромисс: «замаскировывают» незнакомое блюдо в знакомое; разрешают малышу отказаться от углеводистой пищи, но обязательно съесть овощи; просят попробовать только кусочек нового для него продукта. К примеру, чтобы вызвать у детей аппетит, желание съесть весь суп, нашим педагогам помогают сказки, рассказанные за столом. Многие из них мы предлагаем использовать и родителям наших воспитанников. Вот одна из них.

                                                            Зайчишкины подарки


Пока дети гуляли, прибежали зайчишки и принесли вкусные подарки — капусту и морковку. Где же подарки от зайчат? Да вот они, в щах! И капуста тут, и морковка. а как вкусно пахнут щи! Мы сейчас щи съедим и зайчат поблагодарим. Зайчишки, наверное, подсматривают, как дети едят, беспокоятся, понравились ли им подарки? 

 

свернуть